Ирина Малыш
Мастер-класс «Сторителлинг как способ развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сторителлинг как способ развития речи дошкольников»
Цель: создать условия при которых удается захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Представим такую ситуацию:
Дима, тянет руку, так нерешительно, спокойно, не выкрикивая с места. Понятно, ребенок хочет ответить, это случается довольно редко. На мольберте картина «Зимние забавы» по ней составляется рассказ. Дима выходит, берёт указку, все ждут его рассказа, а он молчит. Дима, начинай, что ты видишь на картине? – педагог пытается его раскрепостить, вступить с ним в диалог, помочь ему. А в ответ два-три коротких слова. Мальчик идет на свое место.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
Выходит Полина, она на картине многое видит, она слышит, как едут с горки санки, слышит весёлый смех детей и даже чувствует, как пахнет пирожками в том далёком домике.
Но как же нам быть с Димой? Он явно хотел ответить, но не смог. У мальчика небольшой словарный запас. Возможно в этом причина стеснения при ответе. Но, он не закрывается, он готов общаться, просто ему нужно немного помочь.
Думаю, что у всех в группах есть дети, которые на занятиях по развитию речи менее активны, чем основная масса. Сколько всего надо учесть, развивая речь : индивидуализация образования, субъектная позиция, деятельностный метод. Как за всем этим услышать каждого ребенка? Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает, та деятельность, где дети могут в игровой форме общаться друг с другом, так как именно в таком общении они раскрываются полностью.
Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает образовательные области познавательное и речевое развитие является сторителлинг.
— Как вы понимаете это слово? (ОТВЕТЫ)
Термин возник от слияния английских слов story – история и telling – рассказывать, и в переводе означает «расскажи историю», т. е. это способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй.
В русском языке этому термину имеется синоним «сказительство» – искусство увлекательного рассказа, исполнение сказаний. Сами рассказы могут быть как о выдуманных героях (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге). Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
— Попробуйте сформулировать понятие «сторителлинг» как педагогическую технологию. (ОТВЕТЫ)
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательные и интересные.
— Как вы думаете, чем этот метод может быть полезен в работе с детьми? (ОТВЕТЫ)
В настоящее время сторителлинг стал интересен педагогам. Он назван педагогическим сторителлингом и направлен на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения дошкольников.
Выделяют три вида педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).
Активный сторителлинг, в нем педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.
Создаваемая история состоит из традиционных частей:
1. Вступление.
Вызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить внимание и удерживать его. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
• Когда-то давным-давно….
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были….
• Это произошло темной и дождливой ночью…
2. Развитие события.
Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, требует каких-то решений.
3. Кульминация.
Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
4. Заключение.
Как в басне – мораль, должно быть краткое, которое подытоживает рассказ одним предложением.
Педагоги могут применять метод сторителлинга совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми. Для визуализации историй они используют конверт-доску. Конверт-доска может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности.
Если таких досок нет, то можно использовать плоскостное изображение с помощью пластилина. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.
Ещё один вид организации детской деятельности, который пользуется большим интересом у детей – это игра с «кубиками историй». Появились они в Европе несколько лет назад. Изначально игра была предназначена для взрослых (из-за сложности картинок, но она адаптирована и под деятельность в детском саду. Предлагаю вам сейчас разделиться на 2 группы и составить свою историю. 1 группа - при помощи кубиков, 2 - при помощи предмета.
Историю можно составлять без определённой темы.
Правила игры таковы:
1. Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает.
2. Первый игрок достаёт кубик, бросает его. В зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.
3. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.
4. История должна быть :
- простая;
- неожиданная;
- конкретная;
- реалистичная;
- эмоциональная;
- с хорошим финалом.
В Сторителлинге чётко прослеживается дидактический принцип Минимакса. Например, ребёнок, способный усвоить большее количество информации, может создавать истории, используя рифму. И напротив, ребёнок, который раньше с трудом мог выразить свои мысли, создавая истории в кругу товарищей, находясь в психологически комфортной для себя обстановке, для начала повторяет фразы, сказанные детьми в предыдущих играх, а затем начинает самостоятельно продолжать историю. Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, мы сможем услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.
В заключении хочу подвести итог: рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких – смелыми, молчаливых – разговорчивыми, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!
Научиться говорить можно только говоря.
Скилеф (Феликс Кирсанов)