Лучший педагог года

Мастер-класс «Сотрудничество воспитателя дошкольного учреждения с семьей по оптимизации речевого развития детей»

Зинаида Буянова
Мастер-класс «Сотрудничество воспитателя дошкольного учреждения с семьей по оптимизации речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Сотрудничество воспитателя дошкольного учреждения с семьей по оптимизации речевого развития детей

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Недостаток общения родителей со своими детьми приводит к трудностям в овладении связной речью.

Публикация «Мастер-класс „Сотрудничество воспитателя дошкольного учреждения с семьей по оптимизации речевого развития детей“» размещена в разделах

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Но как показывает практика, признание приоритета семейного воспитания требует повышения педагогической культуры родителей. Они часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Так проблема научить ребенка как можно раньше читать и писать выходит на первый план, становится самоцелью. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь в воспитании и развитии дошкольников.

Технология взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

Важнейшим способом решения проблемы видится в планировании их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

В чем заключается новизна предлагаемой технологии?

1. Привлечение родителей к разработке и отбору тематики совместных мероприятий;

2. Внедрение нетрадиционных форм организации общения и форм работы педагогов с родителями.

Как мы уже отметили, центральным моментом организации взаимодействия является планирование работы педагогов с родителями.

Планирование начинается с определения её цели и задач. Определяем общую и частную цели. Например:

Общая цель: установление сотруднических отношений.

Частная цель: разработка целостной системы действий участников педагогического процесса по оптимизации речевого развития детей.

Задачи:

• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами ДОУ;

• достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации речевого развития детей;

• внедрение в практику нетрадиционных форм работы с родителями;

• переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

В соответствии с поставленной целью и задачами совместно с воспитателями разрабатываются темы родительских собраний по вопросам развития речи дошкольников.

Принципы отбора тем:

• принцип активности (следование желанием родителей);

• принцип значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы)

• принцип оптимальности (выбранные темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений).

Например, из перечня разработанных тем составляем таблицу. Каждому родителю предлагают выбрать по четыре наиболее интересные для него темы из этого списка для составления перспективного плана на год (или несколько, при большом перечне разработанных тем). Для этого таблица вывешивается на информационном стенде или заполняется родителями на последнем в учебном году родительском собрании в каждой возрастной группе.

Каждый из родителей может отметить свой выбор, например, «галочкой». Для каждой темы подсчитывается количество выборов, что свидетельствует об интересе к данной теме. Они станут темами родительских собраний.

При определении последовательности собраний целесообразно руководствоваться уже не количеством выборов (например, сначала планировать тему, получившую 9 выборов, затем тему, получившую 8 выборов, затем – 7, а логикой следования тем (если это возможно, и особенно если перспективный план разрабатывается на три года). Те темы, которые получили недостаточное количество выборов, становятся содержанием бесед, консультаций, наглядных средств информации.

Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительских собраний, разрабатывается перспективный план работы с родителями на год (на три года, содержащий перечень и сроки проведения.

Содержание работы с родителями предлагается реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:

• информационно – аналитические формы организации общения с родителями;

• досуговые формы организации общения с родителями;

• познавательные формы организации общения с родителями;

• наглядно- информационные формы организации общения.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями

Формы работы:

• составление социального паспорта семьи;

• анкетирование;

• тестирование;

• целевое посещение семьи;

• проведение социологических срезов и др.

Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Какие формы мы отнесли к данной группе, вы видите на экране.

Формы работы:

• тематические развлечения;

• литературные вечера;

• фольклорные праздники;

• ярмарки;

• КВН;

• введение речевых традиций;

• вечер вопросов и ответов.

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей.

Основная роль продолжает принадлежать коллективным формам общения как собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше, но здесь изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные:

• общее родительские собрания;

• родительские собрания в группах;

• консультации;

• проблемно-теоретический семинар;

• работа семейных клубов;

мастер – класс;

• организация педагогической библиотеки.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей.

Наглядно – информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительные и информационно – просветительские.

Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем что дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.

Родители стали активным участником жизни детей при посещении группы. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и др.

Так же одной из интересных форм работы с родителями является Проектная деятельность.

Решая проблемы речевого развития детей и чувствуя необходимость поддержки и участия семьи в данном направлении, можно разработать проект. Например, проект «Подаренное слово».

Новизна проекта заключается в том, найдена новая форму работы с семьей в области речевого развития детей.

Исходя из важности проблемы, определяется цель проекта.

Организовать сотрудничество педагогов и семьи для повышения уровня речевого развития детей.

Задачи проекта:

• способствовать обогащению словаря новыми словами, усвоению детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся у них в лексиконе;

• закреплять и уточнять словарь детей, углублять понимание уже известных слов, соотносить их с объектами реального мира;

• активизировать словарь, путем использования новых слов в речи;

• привлекать родителей для активной совместной деятельности.

Для каждого этапа определяются соответствующее задачи.

Подготовительный этап.

- Обратить внимание родителей на такую проблему, как недостаток общения детей с родителями в семье.

- Определить основные методы и формы взаимодействия с семьей.

- Определить актуальные темы для реализации проекта.

Основной этап.

- Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения и активизации словаря детей, углубления понимания уже известных слов, совершенствования диалогической и монологической формы речи.

Заключительный этап.

- Организовать открытый просмотр презентации родителей совместно с детьми «подаренного слова».

- Создать выставку творческих работ.

- Выпустить тематический фотоальбом «Подаренные слова».

- Подобрать речевые и дидактические игры для активизации «подаренных слов» в речи детей группы.

- Проследить динамику речевого развития детей.

- Определить чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Работа с детьми.

• Совместная и самостоятельная деятельность по речевому развитию детей

• Создание выставки творческих работ

• Презентации

Работа с родителями.

«Круглый стол»

«Гостиная»

• Презентации

• Консультации

• Индивидуальные беседы

• Открытые показы

• Выставки детских работ

«Шкатулка предложений и отзывов»

С целью определения готовности родителей к сотрудничеству с педагогами по направлению речевого развития детей проводится круглый стол, в ходе которого намечаются основные направления дальнейшего взаимодействия.

Готовясь с детьми к какому-либо мероприятию, находятся интересные, неизвестные детям слова, которые характеризуют данное событие или предмет, связанные с ним, и «дарится» слово семье. Или новое слово для «подарка» может быть подсказано детьми.

Подобранное слово в подарочной упаковке преподносится семье в присутствии детей группы.

Например, одной семье дарится слово «расписной». Это слово появилось неслучайно, оно было подсказано темой «Народная игрушка».

Родители с ребёнком дома обсуждают «подаренное» слово, уточняют или находят его значение в различных источниках, выбирают наиболее оптимальную форму его представления в виде творческой работы (рисунок, поделка, стихотворение, рассказ и др.).

«Как вы думаете, уважаемые коллеги, способствует ли такая деятельность речевому развитию ребёнка

Следующим этапом является представление подаренного слова.

Презентация происходит различными способами: ребёнок рассказывает детям группы о том, как осуществлялся поиск значения «подаренного» слова и создание предмета творчества, или семья оказывает помощь в презентации.

Далее совместно с детьми группы обсуждается те или иные предметы, явления и ситуации, к которым применимо данное слово. В ходе дальнейшей словарной работы и в процессе общения дети встречаются со словами, которые позволяют с разных сторон охарактеризовать одни и те же предметы, происходит усвоение детьми ранее не известных слов, а так же уточнение значения ряда слов, уже имеющихся у них в лексиконе.

Так значение слова «расписной» дети применяют в речевых ситуациях, описывая игрушку, поднос, тарелку. После этого детям предлагается расписать предметы быта (чайнички, подносы, досочки) и игрушки.

2. Творческое моделирование

Итогом совместной деятельности педагогов, детей и родителей является выставка творческих работ.

Создается фотоальбом «Подаренное слово».

Для определения чувства удовлетворенности родителей от совместного творчества всех участников проекта создается «Шкатулку для отзывов и предложений».

Данная педагогическая разработка позволяет нам решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников.

Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Мастер-класс по созданию игры для развития речевого дыхания «Посади бабочку на цветок» руками детейМастер-класс по созданию игры для развития речевого дыхания «Посади бабочку на цветок» руками детей Как приятно слышать мелодичную и плавную речь. Для формирования красивой речи необходимо правильное речевое дыхание. Некоторым детям это.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Сотрудничество воспитателя дошкольного учреждения с семьей по оптимизации речевого развития детей»
Опубликовано: 24 марта 2020 в 12:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Сотрудничество воспитателя дошкольного учреждения с семьей по оптимизации речевого развития детей»» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Буянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД