Зита Кетоева
Мастер-класс «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Сказкотерапия» для педагогов.
Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности воспитателя.
Вед1: Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.
Вед2: По своей природе сказка родственна игре : она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность.
Публикация «Мастер-класс „Сказкотерапия“» размещена в разделах
Вед1:Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.
Вед2: Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.
Вед1: Язык сказок сближает людей. Сказка пробуждает творческие силы человека.
Вед2: Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Вед1:«Сказкотерапия» - появилась сравнительно недавно. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих - средство передачи основных знаний о мире.
Вед2: Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказкотерапия - терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой,в которой может оказаться любой ребенок. Сказка, живет в каждом человеке и способна развивать сокровища его души.
.
Вед1: Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Вед2: Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. Дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют, живо и образно высказывают свои мысли, решают проблемные задачи, формируют нравственные нормы поведения.
Вед1:Занятия по сказкотерапии имеют свою структуру:
1. Приветствие.
2. Вхождение в сказку путем преодоления, какого-либо препятствия с целью создания эмоционального настроя на занятие и привлечения интереса к нему.
3. Основная часть включает в себя сказочную задачу, игры-беседы с персонажами сказки, игры-драматизации, игры с загадками, пословицами, продуктивную деятельность, мини-этюды с релаксацией.
4. Прощание, рефлексия, выход из сказки.
Рассмотрим структуру занятия на примере сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». В этой сказке идет знакомство и сравнение таких моральных качеств как трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость.
Я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, представить себя детьми и отправиться в сказочное путешествие. Но для начала давайте познакомимся.
Вед2: 1. Приветствие.
У каждого из нас есть имя. Его дают родители после рождения. Меня зовут. А вас?
А как к вам можно обратиться ласково?
Вед1:2. Вхождение в сказку.
Давайте закроем глаза и представим, что мы с Вами стоим возле волшебного колодца (с другим колодцем такого делать нельзя, только сказочным, беремся за веревку с ведром и попадаем в сказку. Волшебство наделило нас волшебной силой, и превратило всех нас в сказочных героев.
Вед2:В кого превратились вы? А кем стали вы?
Мы с вами попали в царство Мороза Ивановича.
Шел Мороз Иванович по сказочному лесу, а вокруг тихо, спокойно, только снег сверкает.
Вед1:Солнышко еще не взошло, деревья спят, скованные морозом, спим и мы. Лес дышит глубоко, ровно, спокойно (закройте ладонями глаза, покажите, как дышит лес). «Дзинь», - выглянул первый солнечный лучик, погладил по головке снежинку Свету, снежинку. (гладит).
Вед2:Снежинки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели вниз, вправо, вверх. Зажмурились от яркого света солнышка. Открыли глаза и широко улыбнулись. Рады солнышку! Посмотрели друг на друга (глаза вправо-влево) все вместе сказали : «Здравствуй, утро!».
Вед1: 3. Сказочная задача
Можно ли сказать незнакомому человеку «Привет!»? (Нет.)
Верно, это будет невежливо.
«Привет!» - обращение только к близким людям. А как можно ещё здороваться? (Ответы) Как следует вести себя, когда вы здороваетесь? (Улыбаться, кивать головой, смотреть в глаза.)
Вед2:Я дотронусь до своего соседа, передав ему приветствие. Это приветствие вы будете передавать по кругу, пока оно не вернется ко мне с другой стороны.
Вед1:Сейчас вы опять закроете глаза, как только услышите хлопок, наше путешествие продолжится. Мы с вами путешествуем все дальше и дальше по сказочной стране.
- Давайте вспомним сказку «Мороз Иванович» и поздороваемся так, как здоровалась Ленивица?
- А теперь так, как здоровалась Рукодельница?
Вед2: Игра «Мои поступки»
- «Каждый совершает различные поступки, хорошие и плохие.
- Какие хорошие поступки совершали сказочные герои?
- А плохие?
- У меня в руках красные и синие кружочки. Я буду незаметно класть их в ваши ладони. Если вам попадется синий кружок, вы вспомните плохой поступок и шепотом его назовете; если вам попадет красный кружок, то вы громко расскажите о своем хорошем деле (педагог делает так, чтобы каждый получил и синий кружок, и красный)
Вед1: - О каких поступках было говорить легче? Почему?
- Какие поступки приносят радость нашим близким?
- Какие их огорчают?
Вед2:- Если вы совершили плохой поступок и поняли, что кого - то обидели, огорчили, хорошо ли на душе у вас было, спокойно?
- Давайте все плохие поступки отправим в корзину и постараемся больше не совершать плохих поступков.
Вед1: - Нравится ли вам, если кто – то по отношению к вам поступает плохо.
- Значит и по отношению к другим следует поступать так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Что и произошло в сказке «Мороз Иванович»
Вед2:- Как отплатил Мороз Иванович девочкам? (Рукодельницу наградил за трудолюбие, доброту и вежливость, Ленивицу наказал за лень, грубость и злобу)
Вед1:- Все истории, сказочные или настоящие, заканчиваются хорошо, если человек скромен, терпелив, отзывчив, доброжелателен, понимает желания других и не хвастается.
Вед2:Релаксационное упражнение «Шапка- невидимка»
Мороз Иванович был у меня в гостях, да шапку свою позабыл. Я над ней немного поколдовала и превратила ее в шапку невидимку. У меня в руках шапка невидимка. Я сейчас всех Вас накрою шапкой – невидимкой и Вас никто не будет видеть. Вы можете делать все, что хотите бегать, прыгать, скакать, кружиться, танцевать, сидя на стуле. Не забывайте только о безопасности. Как только услышите хлопок, волшебство закончится, и Вы должны остановиться.
Вед1:«Лесенка добра»
Давайте соединим наши ладошки.
«Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам?
Я желаю, всем Вам творческих успехов и чтобы у Вас всегда было хорошее настроение, радостные лица.
А теперь тихонько раскачаем нашу лесенку добра и произнесем: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» (лесенка распадается)
Вот и подошла к концу наша сказка.
Вед2: 4. Выход из сказки.
Закройте глаза, представьте, что Мороз Иванович берёт вас за руку и выводит за ворота, волшебство заканчивается и мы оказываемся в группе.
Вед1: «Рефлексия» Обмен эмоциями.
Если Вам понравилось, положите в корзину красный кружок, если не понравилось - синий кружок.
Сказка о сказкотерапии.
В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер с различными стрелялками. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек. Сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков и их общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.
И никто не знал как ему помочь…
Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала : «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!
Сказки. Волшебство. Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, быть может, именно она дает многим людям силы жить и творить.
Спасибо за внимание! Благодарю за сотрудничество!