Галина Кирюшина
Сказкотерапия в жизни ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Эти сказки не простые…
Наверное, один из самых тонких вопросов воспитания – это помощь детям в формировании характера. Маленький человек приходит в мир с большим потенциалом талантов. В нём также заложены некие черты характера, которые ему предстоит развить, работая над собой. Добрые точные сказки – прекрасные инструменты для возделывания «сада характера» ребёнка.
Публикация «Сказкотерапия в жизни ребёнка» размещена в разделах
Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, стимулирования речевой активности, развития индивидуальных способностей.
Благодаря сказкам дети и взрослые начинают лучше понимать и себя, и друг друга, а со временем – говорить на одном языке взаимопонимания.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сознание ребёнка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное. Подсознание же верит услышанному и задаёт нужную программу изменений в поведении, ценностях, взглядах и позициях.
Мы хотели бы немного приоткрыть завесу тайны и рассказать, как происходит встреча детей со сказкотерапией.
В своей практике мы используем метод сказкотерапии, который направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Для того чтобы сказка обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо, чтобы сказочная история была идентичной проблеме ребёнка, но ни в коем случае не имела с ней прямого сходства.
Ритуал входа (и выхода) в сказку при помощи волшебных предметов (волшебной свечи, волшебного клубочка, волшебной палочки) помогает детям войти в драматическую ситуацию и безопасно вернуться в обыденную.
После неторопливого, выразительного чтения или рассказывания сказки происходит её обсуждение, выявляются положительные и отрицательные моменты, сопоставляется поведение главного героя с поведением самого ребёнка. Дети высказывают всё, что думают, чувствуют, что взволновало больше всего. При этом важно помнить о принципе безоценочности.
Рисование яркого эпизода, лепка из пластилина понравившегося сказочного героя, проигрывание с помощью фигурок в песочнице или разыгрывание сказочной ситуации позволяет детям лучше прочувствовать историю и закрепить эмоциональное воздействие, оказанное сказкой. Игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, релаксационные этюды и визуализации помогают развивать творческое мышление и воображение. Совместное выполнение с родителями домашнего задания (рисование рисунка, сочинение стихотворения, придумывание сказки) способствует не только развитию творческого потенциала, но и благоприятствует эмоциональному сближению детей и родителей.
В сказкотерапии взрослый без назиданий и жёстких инструкций, без навязывания своей точки зрения помогает ребёнку сделать правильный выбор, понять, что такое хорошо и что такое плохо.
При регулярном использовании метода сказкотерапии происходят психологические изменения: дети становятся более открытыми, отзывчивыми, дружелюбными, снижается уровень тревожности и агрессивности, расширяется словарный запас, и развиваются творческие способности.
Для себя мы сделали вывод, что работу в этом направлении надо продолжать и положительные результаты обязательно будут.
Г. Кирюшина,
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 26
«Добрынюшка» г. Брянска