Данилова Елена Сергеевна
Мастер-класс для педагогов «Волшебная сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.
Задачи:
- Создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.
- Создать условия для сформирования профессиональной мотивации педагогов.
- Создать условия для работы педагогов в команде.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Волшебная сказкотерапия“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Материалы и оборудование: слонёнок-игрушка; детские столы и стулья по количеству участников; цветные карандаши, альбомные листы для рисования по количеству участников семинара; аудиозапись спокойной музыки; магнитофон.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Все мы, в своей профессиональной деятельности, ведем работу в коррекционном направлении, а именно работу с детьми с ОВЗ.
И ни для кого не секрет, что работа с такими детьми порой сложная и требует определенного индивидуального подхода к каждому ребенку.
Существует достаточное множество методов и форм инновационной работы с детьми с ОВЗ, но как же обойтись без наших любимых и добрых сказок, которые сопровождают детей с самого их рождения.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети очень любят слушать сказки.
Сказкотерапию применять в своей работе актуально, т. к. она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.
Ее польза состоит в следующем:
• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• корректирует поведение и развитие речи;
• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
В своей работе, я также использую метод сказкотерапии и сегодня, хочу пригласить вас поучаствовать в коррекционно – развивающем занятии в виде детей, предлагаю вам сейчас немного окунуться в детство.
Вводная часть.
Психолог: «Наше занятие мы начнём с необычного приветствия. Каждый из вас будет выходить в центр круга и здороваться с нами каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, здороваясь с ним». После окончания упражнения психолог предлагает детям (взрослым) сесть на ковёр.
Психолог: Сегодня к нам прилетел в гости слонёнок с планеты «Голубая звезда» (показывает слонёнка-игрушку). Давайте поздороваемся с ним и познакомимся. Пусть каждый из вас дотронется до слонёнка и назовёт своё имя и имя рядом стоящего…
Слонёнок сказал мне, что он к нам прилетел за помощью. Давайте выслушаем его.
Рабочая часть.
Педагог рассказывает сказку «Слонёнок с шариками» Е. В. Белинской; по ходу рассказа предлагает детям (взрослым) ответить на вопросы, выполнить задания.
«Жил-был маленький слонёнок. Мама и папа его очень любили. Они вместе играли, гуляли, купались в реке и пускали фонтаны из своих длинных хоботов. Маленький слонёнок очень любил проводить время со своими родителями.
Но однажды, гуляя с мамой и папой по парку, слонёнок увидел у обезьянке большой воздушный шарик. Слонёнку очень понравился шарик, и он захотел такой же.
- Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите мне, пожалуйста! – попросил слонёнок родителей».
Психолог: Покажите, как слонёнок просил шарик. (дети, взрослые выполняют задание)
«Мама и папа очень любили своего сыночка и решили порадовать малыша. Они купили ему красивый жёлтый шар. Слонёнок был счастлив, он повсюду ходил со своим шариком. А когда ложился спать, привязывал его к своей кроватке. Вскоре, гуляя по парку, слонёнок увидел у медвежонка очень красивый зелёный шар и, конечно же, опять попросил купить ему такой же. Мама и папа не хотели расстраивать своего любимого сына и купили ему зелёный шарик. Слонёнку он очень понравился.
Но вскоре малыш захотел иметь красный шар и синий тоже. И любящие родители снова не смогли ему отказать…Но слонёнку хотелось ещё и ещё воздушных шариков, а у родителей уже не осталось денег. И тогда малыш стал капризничать и говорить:
- Ну, купите, купите мне этот шарик, ведь у меня такого ещё нет!»
Психолог: А теперь покажите, как слонёнок требовал шарик. (дети, взрослые выполняют задание)
«Тогда родителям слонёнка пришлось брать дополнительную работу, чтобы заработать побольше денег на шарики. И чем больше сын просил у них шариков, тем дольше они стали задерживаться на работе. Они меньше стали бывать со слонёнком, играть с ними, а совместные прогулки по парку совсем прекратились.
Слонёнку становилось грустно одному, и даже многочисленные воздушные шарики его уже не радовали».
Психолог: Как вы думаете, почему слонёнку было грустно? Покажите, как слонёнок грустил. (дети, взрослые выполняют задание)
«И вот настал день, когда в комнату к слонёнку уже невозможно было войти. В ней было столько шаров, что малыш не мог даже пошевелиться.
Тогда слонёнок собрал все шары и вышел на улицу. Но шаров оказалось так много, что они стали поднимать слонёнка высоко-высоко в небо. Малыш испугался, что навсегда улетит от родителей, и стал звать на помощь. Он кричал:
- Помогите! Помогите!
Прилетели воробьи и острыми клювами стали клевать шары – один за другим. Так постепенно слонёнок опустился на землю. Он сел на траву и задумался».
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, о чём задумался слонёнок? Может быть, он задумался о том, как было хорошо с папой и мамой гулять, играть, купаться в реке и пускать большие фонтаны из хобота?.
- Что, по вашему мнению, может слонёнок для этого сделать? Подскажите ему? Пожалуйста. (дети, взрослые обсуждают, что неправильно делал слонёнок и как ему можно помочь.)
Психолог: Молодцы, вы помогли слонёнку понять, что он делал не так, и помогли исправить свои ошибки. А сейчас я предлагаю пройти к столам и нарисовать слонику на память их счастливую семью.
Слоник мне сказал, что на его планете идёт дождь но не простой дождик, а «ласковый дождик».
Завершающая часть.
Игра «Ласковый дождик».
Все становятся друг за другом и, двигаясь по кругу, делают массаж идущему впереди – плечи, спина. Направление движения меняется, и игра повторяется несколько раз.
Психолог: Молодцы! У нас всё получилось! Вот мы с вами и снова взрослые. Поделитесь, пожалуйста, а легко ли Вам было выполнять упражнения?
- Как вы себя чувствуете?
- Что запомнилось больше всего? (Ответы детей, взрослых)
В заключении мне хочется рассказать вам притчу.
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал :
— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
Психолог: Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми и это потому что мы вместе.
Я благодарю Вас, мне приятно было с вами общаться.