Светлана Синельникова
Мастер-класс «Сказкотерапия» для участников педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов в применении элементов сказкотерапии в ДОУ в процессе активного педагогического общения и совместной творческой деятельности.
Задачи
1. Актуализация личного опыта по работе с одним из видов здоровьесберегающей технологии - сказкотерапией.
Публикация «Мастер-класс „Сказкотерапия“ для участников педагогического процесса» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
2. Актуализация позитивного эмоционального опыта коллег в процессе работы со сказкой.
3. Развивать профессиональные умения педагогов при освоении приемов в составлении разных видов сказок, её демонстрации.
4. Вызвать интерес к работе со сказками, желание применять эту технологию или её элементы в своей работе с детьми.
Участники : воспитатели и специалисты
Оборудование: 30 картинок «герои сказок», маски, кукольный театр, магнитофон, музыка «сказочная», ноутбук, презентация «Сказкотерапия»; фломастеры, мелки восковые, лист А3, 4 листа А4, карандаши простые (ручки).
Проблемная ситуация
Каждый человек испытывает те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. А чтобы помочь решить эту проблему, расшифровать знания о мире и системе взаимоотношений в нём, что может нам помочь?
Работа в подгруппах:
* Разделение коллектива на подгруппы путём эксперимента на определение своего характера при помощи сказки (выбора педагогами любимых сказок или персонажей)
* Разработка разных видов сказок и её демонстрация.
ХОД
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Жанры, используемые в сказкотерапии :
притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи.
Функции сказок
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
• о жизненно важных явлениях;
• о жизненных ценностях;
• о постановке целей;
• о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
• как устроен этот мир, кто его создал;
• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
• какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
• какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
• какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
• как приобретать и ценить дружбу и любовь;
• какими ценностями руководствоваться в жизни;
• как строить отношения с родителями и детьми;
• как прощать.
Типологии сказок
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок : художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.
Художественные сказки
К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.
Народные сказки
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.
В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок.
Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.
Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"
Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.
Страшные сказки. Сказки про нечистую силу : ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.
Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками : изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.
Авторские художественные сказки
Чтобы помочь осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л. Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т. к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.
Дидактические сказки
В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.
Психокоррекционные сказки
Ткач Р. М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Схема составления сказки
В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:
1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)
2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (Жил-был, или в некотором царстве, в некотором государстве….)
3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (Наделяем его характером, темпераментом)
4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)
5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала)
6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему
7. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение
8. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение)
Основные методы сказкотерапии
По мнению Чех Е. В. [10] можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.
Рассказывание сказки.
Рисование сказки.
Сказкотерапевтическая диагностика.
Сочинение сказки.
Изготовление кукол.
Постановка сказки.
Проблемы, которые можно решить с помощью использования сказки.
1. Проведение психодиагностики.
2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Развитие самосознания.
6. Развитие грубой и мелкой моторики.
7. Разрешение внутренних конфликтов.
8. Профилактика и коррекция страхов.
9. Развитие речи.
10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
11. Коррекция отношений в семье.
12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек
Социоконструкция
(организация работы в фокус-группе, роли, распределение заданий, комментарий по выполнению, установление социальных связей)
Создание 4 фокус-групп
*Количество участников фокус–группы- 3-6 человек
Задания для каждой фокус-группы:
Я предлагаю вам создать один из продуктов для работы с детьми в разных возрастных группах
1 команде - я предлагаю сочинить психотерапевтическую сказку «Сказка о колючем ежике»
Задание:
- Придумать сюжет сказки
- Какую проблему решает эта сказка
- Инсценирование сказки.
Предложить для инсценировки сказки маски.
2 команде - художественная сказка.
Задание:
- Выбрать один из вариантов сказок и придумать свой вариант продолжения и концовки сказки :
Сказка «Гуси – Лебеди»
Новая ситуация: на пути девочки встречается волк….
Сказка «Волк и семеро козлят»
Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения…
- Драматизация сказки с помощью кукол
3 команде: дидактическая сказка «О геометрических фигурах»(на основе сказки про трех поросят).
Задание:
- Придумать сюжет сказки (Домик для Круга, Треугольника и Квадрата)
- разработать задания для решения проблемы
- Рисование сказки
4 команде - медитативная сказка «Волшебство мастера».
Задание:
- Придумать концовку сказки
- Прочитать сказку под спокойную музыку.
Каждой фокус-группе предлагается карточка с заданием, предметами для её реализации.
*Инструкции, помощь, объяснение при работе педагогов в командах.
Комментарий мастера после каждого выступления фокус-группы
Сказкотерапия (маски – медвежонок, белочка, ежик, шишки, пенечки)-для преодоления замкнутости «Медвежонок Бука». Игра-драматизация для преодоления замкнутости. Музыкальный материал — «Заяц» К. Сен-Санса, «Белка» Н. А. Римского-Корсакова, «Полет валькирий» Р. Вагнера.
Материал для инсценировки.
Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (К. Сен-Санс, поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Н. А. Римский-Корсаков, лапку протянула: «Привет! Давай дружить!». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», — пробурчал он. Ёжик мимо проковылял, ягодкой медвежонка угостить хотел. Миша ягоду взял и отвернулся. Даже спасибо не сказал. «Какой все-таки он бука!» — удивились зверята. Но вот подул сильный ветер (Р. Вагнер). Белочка в дупло прыгнула, ёжик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно ему стало. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать. Но кого звать-то? Друзей ведь у него нет. Вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ёжик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ёжика (бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья!» — подумал медвежонок. А вслух сказал : «Спасибо!». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит спасибо, пожалуйста и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке.
Уважаемые, коллеги! Я хочу предложить вам на выбор известные сказки.
Пожалуйста, выберите ту сказку, которая вам нравится больше всего.
Русалочка
Золотой ключик
Дикие лебеди
Маугли
Гуси – лебеди
Снежная королева
По щучьему велению
Царевна – лягушка
Конёк – горбунок
Спящая красавица
Золушка
Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка
КОММЕНТАРИЙ воспиттателя.
1. Если вы выбрали сказки :
Русалочка
Дикие лебеди
Снежная королева
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Ваш тип:
В Вашей жизни присутствует элемент жертвенности. Вы не ожидаете помощи
со стороны (чудес, так как привыкли самостоятельно добиваться своих целей.
Нередко Вы осознанно идёте на какие – то лишения ради близких Вам людей.
2. Если вы выбрали сказки :
Золотой ключик
По щучьему велению
Конёк – горбунок
Ваш тип:
Вы принадлежите к людям, которые в глубине души мечтают выиграть ДЖЕКПОТ. Жизнь этих людей проходит в ожидании небывалого везения, либо какого – то невероятного события. Такие люди верят в исключительность своей судьбы.
3. Если вы выбрали сказки :
Золушка
Царевна – лягушка
Спящая красавица
Ваш тип:
Вы постоянно испытываете такое чувство, что Вас недооценили. Вы считаете,
что с Вами постоянно поступают несправедливо. И все Ваши поступки
направлены на то, чтобы доказать, кому – то (или всему миру, что Вы
достойны лучшего.
4. Если вы выбрали сказки :
Маугли
Гуси – лебеди
Ваш тип:
Вы относитесь к таким людям, которые борются за справедливость. Нередко Вы
отстаиваете интересы других людей, но можете постоять и за себя. В этой борьбе
вы готовы выяснять истину и добиваться справедливости.
Рефлексия (афиширование результата, оценка общей и индивидуальной деятельности
«Сказочный клубок»
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу мастер-класса. Прошу каждого, передавая сказочный клубок высказаться о том : что он узнал сегодня нового; было ли для него это полезно; какой момент мастер-класса вам запомнился больше или понравился; какие чувства вы испытываете в данный момент и испытывали в момент самого тренинга; что бы вы хотели еще узнать.
«Лесенка добра»
Давайте соединим наши ладошки. «Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Пожелайте это друг другу. Я желаю, всем Вам творческих успехов и чтобы у Вас всегда было хорошее настроение, радостные лица. А теперь тихонько раскачаем нашу лесенку добра и произнесем: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» (лесенка распадается)