МААМ-картинки

Мастер-класс «Сказкотерапия» для участников педагогического процесса

Светлана Синельникова
Мастер-класс «Сказкотерапия» для участников педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса :

повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов в применении элементов сказкотерапии в ДОУ в процессе активного педагогического общения и совместной творческой деятельности.

Задачи

1. Актуализация личного опыта по работе с одним из видов здоровьесберегающей технологии - сказкотерапией.

Публикация «Мастер-класс „Сказкотерапия“ для участников педагогического процесса» размещена в разделах

2. Актуализация позитивного эмоционального опыта коллег в процессе работы со сказкой.

3. Развивать профессиональные умения педагогов при освоении приемов в составлении разных видов сказок, её демонстрации.

4. Вызвать интерес к работе со сказками, желание применять эту технологию или её элементы в своей работе с детьми.

Участники : воспитатели и специалисты

Оборудование: 30 картинок «герои сказок», маски, кукольный театр, магнитофон, музыка «сказочная», ноутбук, презентация «Сказкотерапия»; фломастеры, мелки восковые, лист А3, 4 листа А4, карандаши простые (ручки).

Проблемная ситуация

Каждый человек испытывает те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. А чтобы помочь решить эту проблему, расшифровать знания о мире и системе взаимоотношений в нём, что может нам помочь?

Работа в подгруппах:

* Разделение коллектива на подгруппы путём эксперимента на определение своего характера при помощи сказки (выбора педагогами любимых сказок или персонажей)

* Разработка разных видов сказок и её демонстрация.

ХОД

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Жанры, используемые в сказкотерапии :

притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи.

Функции сказок

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

• о жизненно важных явлениях;

• о жизненных ценностях;

• о постановке целей;

• о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

• как устроен этот мир, кто его создал;

• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

• какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

• какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

• какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

• как приобретать и ценить дружбу и любовь;

• какими ценностями руководствоваться в жизни;

• как строить отношения с родителями и детьми;

• как прощать.

Типологии сказок

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок : художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

Народные сказки

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"

Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу : ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками : изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

Авторские художественные сказки

Чтобы помочь осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л. Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т. к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

Дидактические сказки

В форме дидактических сказок подаются учебные задания.

На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Психокоррекционные сказки

Ткач Р. М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Схема составления сказки

В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)

2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (Жил-был, или в некотором царстве, в некотором государстве….)

3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (Наделяем его характером, темпераментом)

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)

5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала)

6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему

7. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение

8. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение)

Основные методы сказкотерапии

По мнению Чех Е. В. [10] можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.

Рассказывание сказки.

Рисование сказки.

Сказкотерапевтическая диагностика.

Сочинение сказки.

Изготовление кукол.

Постановка сказки.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования сказки.

1. Проведение психодиагностики.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Развитие самосознания.

6. Развитие грубой и мелкой моторики.

7. Разрешение внутренних конфликтов.

8. Профилактика и коррекция страхов.

9. Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11. Коррекция отношений в семье.

12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек

Социоконструкция

(организация работы в фокус-группе, роли, распределение заданий, комментарий по выполнению, установление социальных связей)

Создание 4 фокус-групп

*Количество участников фокус–группы- 3-6 человек

Задания для каждой фокус-группы:

Я предлагаю вам создать один из продуктов для работы с детьми в разных возрастных группах

1 команде - я предлагаю сочинить психотерапевтическую сказку «Сказка о колючем ежике»

Задание:

- Придумать сюжет сказки

- Какую проблему решает эта сказка

- Инсценирование сказки.

Предложить для инсценировки сказки маски.

2 команде - художественная сказка.

Задание:

- Выбрать один из вариантов сказок и придумать свой вариант продолжения и концовки сказки :

Сказка «Гуси – Лебеди»

Новая ситуация: на пути девочки встречается волк….

Сказка «Волк и семеро козлят»

Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения…

- Драматизация сказки с помощью кукол

3 команде: дидактическая сказка «О геометрических фигурах»(на основе сказки про трех поросят).

Задание:

- Придумать сюжет сказки (Домик для Круга, Треугольника и Квадрата)

- разработать задания для решения проблемы

- Рисование сказки

4 команде - медитативная сказка «Волшебство мастера».

Задание:

- Придумать концовку сказки

- Прочитать сказку под спокойную музыку.

Каждой фокус-группе предлагается карточка с заданием, предметами для её реализации.

*Инструкции, помощь, объяснение при работе педагогов в командах.

Комментарий мастера после каждого выступления фокус-группы

Сказкотерапия (маски – медвежонок, белочка, ежик, шишки, пенечки)-для преодоления замкнутости «Медвежонок Бука». Игра-драматизация для преодоления замкнутости. Музыкальный материал — «Заяц» К. Сен-Санса, «Белка» Н. А. Римского-Корсакова, «Полет валькирий» Р. Вагнера.

Материал для инсценировки.

Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (К. Сен-Санс, поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Н. А. Римский-Корсаков, лапку протянула: «Привет! Давай дружить!». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», — пробурчал он. Ёжик мимо проковылял, ягодкой медвежонка угостить хотел. Миша ягоду взял и отвернулся. Даже спасибо не сказал. «Какой все-таки он бука!» — удивились зверята. Но вот подул сильный ветер (Р. Вагнер). Белочка в дупло прыгнула, ёжик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно ему стало. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать. Но кого звать-то? Друзей ведь у него нет. Вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ёжик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ёжика (бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья!» — подумал медвежонок. А вслух сказал : «Спасибо!». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит спасибо, пожалуйста и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке.

Уважаемые, коллеги! Я хочу предложить вам на выбор известные сказки.

Пожалуйста, выберите ту сказку, которая вам нравится больше всего.

Русалочка

Золотой ключик

Дикие лебеди

Маугли

Гуси – лебеди

Снежная королева

По щучьему велению

Царевна – лягушка

Конёк – горбунок

Спящая красавица

Золушка

Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка

КОММЕНТАРИЙ воспиттателя.

1. Если вы выбрали сказки :

Русалочка

Дикие лебеди

Снежная королева

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Ваш тип:

В Вашей жизни присутствует элемент жертвенности. Вы не ожидаете помощи

со стороны (чудес, так как привыкли самостоятельно добиваться своих целей.

Нередко Вы осознанно идёте на какие – то лишения ради близких Вам людей.

2. Если вы выбрали сказки :

Золотой ключик

По щучьему велению

Конёк – горбунок

Ваш тип:

Вы принадлежите к людям, которые в глубине души мечтают выиграть ДЖЕКПОТ. Жизнь этих людей проходит в ожидании небывалого везения, либо какого – то невероятного события. Такие люди верят в исключительность своей судьбы.

3. Если вы выбрали сказки :

Золушка

Царевна – лягушка

Спящая красавица

Ваш тип:

Вы постоянно испытываете такое чувство, что Вас недооценили. Вы считаете,

что с Вами постоянно поступают несправедливо. И все Ваши поступки

направлены на то, чтобы доказать, кому – то (или всему миру, что Вы

достойны лучшего.

4. Если вы выбрали сказки :

Маугли

Гуси – лебеди

Ваш тип:

Вы относитесь к таким людям, которые борются за справедливость. Нередко Вы

отстаиваете интересы других людей, но можете постоять и за себя. В этой борьбе

вы готовы выяснять истину и добиваться справедливости.

Рефлексия (афиширование результата, оценка общей и индивидуальной деятельности

«Сказочный клубок»

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу мастер-класса. Прошу каждого, передавая сказочный клубок высказаться о том : что он узнал сегодня нового; было ли для него это полезно; какой момент мастер-класса вам запомнился больше или понравился; какие чувства вы испытываете в данный момент и испытывали в момент самого тренинга; что бы вы хотели еще узнать.

«Лесенка добра»

Давайте соединим наши ладошки. «Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Пожелайте это друг другу. Я желаю, всем Вам творческих успехов и чтобы у Вас всегда было хорошее настроение, радостные лица. А теперь тихонько раскачаем нашу лесенку добра и произнесем: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» (лесенка распадается)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Конспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафеКонспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафе Тема: «Создание педагогических условий, способствующих формированию основ нравственных качеств личности ребенка, развитию его социального.

Мастер-класс для участников образовательного процесса по изготовлению объёмной поделки к 9 Мая «Голубь Мира»Мастер-класс для участников образовательного процесса по изготовлению объёмной поделки к 9 Мая «Голубь Мира» В рамках проекта, по патриотическому воспитанию «Живи и помни» посвященного 77- годовщине Победы в Великой Отечественной войне, предлагаю.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Мастер-класс для психологов по применению методического комплекта «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процессаМастер-класс для психологов по применению методического комплекта «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса В рамках работы ОМО педагогов-психологов Азовского района был проведен семинар «Внедрение ФАОП в работу специалистов ДОУ» на котором я представила.

Мастер-класс «Талисман добра» в поддержку участников СВОМастер-класс «Талисман добра» в поддержку участников СВО Мы с большим желанием приняли участие в этой акции. Ведь каждый талисман — это частичка любви и тепла, которую ребята передают нашим воинам,.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Сказкотерапия» для участников педагогического процесса
Опубликовано: 24 ноября 2023 в 14:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Сказкотерапия» для участников педагогического процесса» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Синельникова (УИ 574406) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД