Павлова Ирина
Мастер-класс «Секреты учителя-логопеда»
▼ Скачать +Заказ
«Секреты учителя - логопеда».
Цель: создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ОО по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития.
Публикация «Мастер-класс „Секреты учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; работа над дикцией; сенсорного развития.
Оборудование:
1. Ноутбук, проектор, экран, мультимедиа презентация.
2. Одноразовые тарелки.
3. Методические пособия для дыхательной гимнастики «Солнышки», «Бабочки», «Футбол», «Ароматные цветочки».
4. Апельсины, сладкая соломка, сушки для артикуляционной гимнастики.
5. Мешочек с чистоговорками.
6. Мягкая игрушка, предметы разной формы, величины, фактуры.
7. Мозаика, шнуровки, бутылочки с крупой.
Планируемые результаты мастер-класса :
1. Понимание его участниками сути системы работы педагога-мастера;
2. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
3. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
5. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.
Ход мастер-класса :
1. Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».
Повнимательней, друзья.
- Я начну, вы продолжайте,
Хором, быстро отвечайте.
Он слон – она …
Он лось – она …
Он кот – она …
- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.
Он морж – она …
Он заяц – она …
Он бык – она …
- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.
Он тигр – она …
Он осел – она …
Он баран – она …
- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.
- Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в моей работе учителя-логопеда и о создании условий для повышения мотивации к логопедическим занятиям.
- Мой мастер-класс называется так «Простые секреты учителя-логопеда.»
- Итак, представим обычную ситуацию, ученик приходит на занятие к учителю-логопеду : с одной стороны, это ребёнок гиперактивный (с двигательной расторможенностью, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки, с другой стороны, это ученик с речевой патологией (алалия, заикание, дизартрия).
- И что же я как специалист, как учитель-логопед должна предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?
- В поиске новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы мы не должны забывать о том, что в каждой дисциплине, в любой науке фундаментальные знания - это основа основ. И мы вносим лишь элементы новизны, современности, внедряем то, что действительно эффективно, что совершенствует и двигает науку вперёд.
- Попробуем продемонстрировать новизну и простату приемов в работе учителя-логопеда.
2. Основная часть
- Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.
- Стандартная артикуляционная гимнастика может проходить с использованием видео ролика или красочной презентации. Попробуем на практике.
- А теперь попробуем творческий прием.
Используем дольку апельсина, бублик и сладкую соломку.
«Упражнения с соломинкой»
1. Высунуть язык и держать на нем соломинку как можно дольше.
2. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. А теперь делаем усы удерживая соломинку губами.
4. А теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между зубами и языком.
«Упражнения с сушкой»
1."Язычок-гимнаст" - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.
2. «Слоник»- на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.
3. «Петля»- продеть язык через бублик и «спрятать» за верхние зубы, удерживать 5-7 секунд.
Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.
«Упражнения с долькой апельсина»
1. Облизать языком колечко апельсина по кругу, в право-влево, вверх-вниз.
- Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
«Ароматный цветочек» глубокий вдох носом, на выдохе произносим «Ах, как пахнет». Данное упражнение выполняем 5 раз.
«Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.
«Бабочка» сдуть бабочку с кончика носа.
«Футбол» загнать мяч в ворота с помощью трубочки.
- Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
- «Вошебный мешочек» сейчас я к каждому буду подходить, Вы вытащите задание из мешочка и попробуете проговорить.
Шел гуськом гусак с гусаком,
Смотрит свысока гусак на гусака;
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Дятел, дятел - наш приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги нам, дядя дятел,
Для скворцов построить дом.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.
- Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.
- Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
- Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
- Развить ощущения, помогут следующие игры:
1.«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.
2.«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
3.«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
4.«Звенящие бутылочки»
Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.
5.«Мозаика»
Собрать рисунок. Назвать цвета.
6.«Шнуровка»
Зашнуровать фетровых животных
- Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Я старалась подобрать материал так, чтобы он мог касаться не только логопедических занятий, но и общеразвивающих. Вы что-то нашли для себя полезное?
- Далее вашему вниманию представляю видео коллаж из истории моих занятий (посмотрите на экран).
- Мои занятия посещают дети разных образовательных потребностей и к каждому из них я должна найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого, продемонстрировать умение работать слаженной командой!
Спасибо за внимание!