Юлия Шубкина
Мастер-класс для педагогов «Коммуникативный тренинг в непосредственной практике»
Тема: «Коммуникативный тренинг»
Цель: способствовать мотивации педагогов использовать коммуникативный тренинг в своей практике.
Задачи: - представить свой педагогический опыт по реализации коммуникативного тренинга в дошкольном возрасте;
- познакомить педагогов с возможностями коммуникативного тренинга.
Категория участников: мастер – класс несёт широкий спектр, будет полезен для воспитателей дошкольных разновозрастных групп, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Коммуникативный тренинг в непосредственной практике“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Количество участников мастер – класса: 8 человек.
Перечень оборудования: эмблемы с цветами 8 штук (2 астры – желтая и оранжевая, 2 лилии – желтая и оранжевая, 2 розы – красная и синяя, 2 георгина – красный и синий, карточки с действиями: мама качает малыша, мама ругает сына, мама развешивает бельё, папа колит дрова, дедушка читает газету, девочка танцует, девочка делает зарядку, мальчик поёт, две верёвки одинаковой длины для мостика, воздушные шары, аудиозапись детских весёлых песен, ватман, гуашь, ватные палочки, втулки, коктейльные трубочки, пробки, вилки, кисти, ёмкости для красок, непроливайки с водой, влажные салфетки, ёмкость под мусор.
Предполагаемый результат: участники активно взаимодействуют друг с другом, проявляют интерес, обмениваются эмоциями, впечатлениями, пополняют свою методическую копилку, в дальнейшем применяют в своей педагогической практике с детьми дошкольного возраста коммуникативный тренинг.
Ход мастер – класса
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Рада приветствовать вас на мастер-классе!
Вступительное слово воспитателя.
Наше современное общество нуждается в активной, яркой, коммуникативной, социокультурной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.
Сензитивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, так как отношения с другими детьми зарождаются, развиваются и эффективно строятся в дошкольном возрасте. От того как сложится общение ребенка с педагогом, со сверстниками в детском саду, коллективе, зависит его развитие личности, его дальнейшая судьба. Как будет ребенок вливаться в коллектив в школе? Как будет общаться? Социализироваться в обществе? В последнее время вызывает тревогу в обществе неумение детей общаться друг с другом. Этому могут предшествовать многие факторы, такие как: повышенный интерес ребенка к современным технологиям (телефоны, ноутбуки и т. д., дети с ТНР (тяжелые нарушения речи, дети с гиперактивностью… На фоне этих увлечений, или нарушений у детей наблюдается замкнутость, агрессия, тревога, нежелание общаться со сверстниками и взрослыми. И для того, чтобы избежать всего выше перечисленного и прийти к устойчивым и продуктивным взаимоотношениям, я проведу для вас мастер – класс по теме: «Коммуникативный тренинг».
Работа со всей аудиторией. Задаёт вопросы:
- Кто знает и скажет, что такое тренинг? (ответы аудитории)
ТРЕНИНГ – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.
- А что такое коммуникация? (ответы аудитории)
КОММУНИКАЦИЯ – это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен.
- Как вы понимаете термин коммуникативный тренинг? (ответы аудитории)
КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ – метод активного обучения, развивающий навыки взаимодействия и общения.
Я приглашаю восемь желающих для проведения мастер – класса. Каждому одеваю эмблему с цветком.
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Итак, с хорошим настроением предлагаю познакомиться друг с другом. Цель игры: знакомство друг с другом, сплочение. Говорим своё имя и называем прилагательное на начальную букву своего имени, характеризуем себя таким образом. Участник слева повторяет ваше имя и прилагательное, называет своё имя и характеризует себя и т. д. Прилагательные повторяться не должны. Например: Я Юля юркая; следующий участник – это Юля юркая, я Татьяна творческая, это Татьяна творческая, я Анна активная и т. д. по кругу. Следующая игра «Повтори за мной». Цель игры: развитие слуховой и зрительной памяти. Воспитатель показывает действия:1) пять хлопков в ладоши; 2) пять хлопков в ладоши, три хлопка по коленкам, три притопа. (участники повторяют действия) Следующая игра «Большое животное». Цель игры: сплотить группу, почувствовать единение с другими. Мы с вами одно большое животное, на вдохе делаем шаг вперёд, на выдохе шаг назад. (участники выполняют движения)
Игра «Угадай действие». Цель игры: развивать воображение, мышление. Каждому участнику по очереди даю карточку с действием на выбор. Карточки перевёрнуты, участник не видит, что там изображено, пока не возьмёт карточку. Задача: показать действие своими жестами, которое изображено на карточке, другим участникам, чтобы они догадались и назвали. Потом всем демонстрируем эту карточку, когда участники отгадают действие.
Теперь предлагаю объединиться в пары. Делимся у кого цветы одинаковые по названию, например: роза-роза, георгин-георгин и т. д. Каждой паре даю по одному воздушному шару. Один участник прячет воздушный шар за спину, второй участник прижимается своей спиной к шару, удерживая его. Таким образом шар находится между спинами двоих участников. Задача: добежать до финиша, не уронив шар, руками помогать нельзя. Цель игры: развитие ловкости, координации, умения действовать согласованно. Выполняем под музыку.
Сейчас предлагаю снова объединиться в пары, но уже по цветам. У кого цветы одинакового цвета, встаём в пары. Например: красная роза-красный гергин, жёлтая астра - жёлтая лилия и т. д. Задание: двое стоят друг напротив друга, между ними длинный и узкий мостик, по которому надо пройти, чтобы каждому попасть на противоположную сторону. Каждой группе найти свой способ, для того чтобы преодолеть препятствие при встрече друг с другом. С мостика сходить нельзя. Способы у всех пар разные, не повторяем друг за другом, тем интереснее. Цель игры: развития мышления, воображения, ловкости, координации, умения действовать согласованно. Участники выполняют задание под музыку.
Все молодцы! Спасибо за интересные идеи! Сейчас для вас коллективное, творческое задание. На столе лежит ватман, гуашь, ватные палочки, кисточки, втулки, пробки, трубочки для коктейля и др. Ваша задача нарисовать общий рисунок, чтобы прослеживался сюжет. Цель: наглядно показать, как участники взаимодействуют друг с другом, как строят коллективную деятельность.
Пока участники выполняют совместную работу, обращаюсь к залу. Давайте с вами поиграем! Отвечайте без ошибки, дружба начинается с …УЛЫБКИ. Знакомство начинается с улыбки. Оглянитесь вокруг, сколько разных улыбок нас окружает. Скажите, а какие бывают улыбки? Приветливые, загадочные, счастливые…Улыбнитесь тому, кто слева, улыбнитесь тому, кто справа, помашите приветливо тому, кто слева, помашите приветливо тому, кто справа, погрозите пальцем тому кто слева, погрозите пальцем тому кто справа, топните ногой на того, кто сидит слева, топните ногой, на того кто сидит справа. Я, он, ты, она! В этом зале все друзья! Вместе нам скучать нельзя! Вам понравилась игра? Если игра была хорошей, дружно хлопайте в ладоши!
Скажите, а успешность работы педагога зависит от умения общаться? (ответы аудитории)
Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. В педагогической практике общение является важнейшем фактором профессионального успеха.
Задача педагогов: помочь детям подружиться между собой, помочь наладить общение, научить их работать в парах, группах. Задания и упражнения подбираем в соответствии с возрастом детей, и их нарушениями (тревожность, замкнутость, нарушение речи, виртуальное общение и др., для того, чтобы провести коррекцию, и в дальнейшем выйти на продуктивные взаимоотношения.
А сейчас посмотрим, что получилось у нашей группы. Кто в вашей группе будет отвечать? Или вы вместе нам расскажите, что вы изобразили, какой смысл несёт ваш рисунок. (ответы участников, выступление группы)
В заключении своего мастер – класса я приготовила для вас цветик – семицветик. Оторвите каждый по лепестку (лепестков по количеству участников – 8, скажите ваши впечатления от сегодняшнего мероприятия, пожелания друг другу. (Участники высказывают свои впечатления, эмоции, пожелания друг другу) А я хочу всех поблагодарить за активное участие, за ваши пожелания, высказывания, за тёплую и доброжелательную атмосферу, которая сегодня присутствовала у нас на протяжении всего мастер – класса. Всем спасибо за внимание!