Игнатькова Наталья
Мастер-класс с педагогами по теме «Реализация принципа преемственности в работе детского сада»
▼ Скачать +Заказ
Слайд1
Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем начать свое выступление, предлагаю Вам небольшую разминку. Я начну фразу, а вы, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если педагог – это время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то какой?
Публикация «Мастер-класс с педагогами по теме „Реализация принципа преемственности в работе детского сада“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета, то какая?
Присаживайтесь.
Слайд2
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» - говорил Л. С. Выготский.
По определению выдающегося детского психолога Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Слайд 3
Стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов было положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
Введение в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО- дошкольного образования и ФГОС НОО - начального общего образования.
При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.
В основах построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период, которая должна быть направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью.
Слайд 4
Таким образом, основными линиями преемственности являются :
преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования,
форм и методов обучения детей;
образовательных программ
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Слайд 5
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В. А. Сухомлинский
Ключевым моментом в реализации преемственности детского сада и школы является определение готовности ребенка к обучению в школе.
Возникает вопрос – «Одинаково ли мы педагоги – дошкольники относимся к понимаю вопроса подготовки ребенка к школе?» Предлагаю Вам закончить предложенную фразу или ответить на вопрос.
Слайд 6
С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится ….
Когда ребёнок боится идти в школу, для меня это значит …
В моём понимании хорошо учиться в школе это ….
Готовность ребёнка к школе я оцениваю по …
Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что….
Чтобы подготовить ребенка к школе педагогам важно….
Чтобы подготовить ребенка к школе педагогам важно помнить о необходимости взаимосвязи и согласованности в работе учителя и воспитателя. Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании.
Давайте попробуем сравнить наши ассоциации с определением понятия «преемственность». Итак, что понимается под словом «преемственность» в педагогике? Прочитайте карточки с определениями и выберите ответ, который больше всего подходит.
Карточки:
- Это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
- Это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
- Это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Карточка вывешивается на доску).
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Слайд 7
Преемственность - понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Давайте рассмотрим основные задачи сотрудничества ДОО и школы:
Слайд 8
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам вспомнить формы осуществления преемственности : их три группы Слайд 9
Слайд 10
1. Работа с детьми :
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
Слайд 11
2. Взаимодействие педагогов :
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер-классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Слайд 12
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги.
Таким образом, преемственность ДОО и школы должна опирается на следующие направления:
• Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне;
• Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ;
• Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю Вам разделиться на 3 группы: родители, учителя, педагоги и ответить на вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника ДОУ на пороге школы»?
Действительно, учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Таким образом, уже на входе в школьную жизнь учителя предъявляют к детям завышенные требованиям, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания. Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
Следующее задание "Подслушанный диалог" Уважаемые коллеги Вам необходимо проанализировать кусочки "подслушанных" разговоров и по их содержанию определить, чьи это слова: родителей, воспитателей, учителей.
1. Слайд или Можно за ширмой чтобы кто-то вдвоем читали в микрофон)
- Они к нам пришли, даже колготки сами не могли надеть. Вова «да» - «нет» не умел говорить, только кивал. У Сани произношение больше половины звуков нарушено было. А теперь, такие молодцы: стихи как на утренниках читают, поют и танцуют. Все буквы знаем, читать всех по слогам научили, а трое уже целыми словами читают.
- А у моих по математике какие результаты: счет прямой и обратный, примеры по числовому ряду решают, состав числа от зубов отскакивает, задачи простые умеют составлять. Да им в первом классе скучно будет. Мы их уже всему научили.
Слайд (Это "слова воспитателей")
2. Слайд
- Что Вы тут делаете непонятно. Вот у подруги ребенка в саду и читать и писать научили. Он уже книжки дома вслух читает. В общем, к школе подготовили.
- Мы своего на курсы подготовительные водим 3 раза в неделю, там и языки, и рисование. Уже весь английский алфавит знает и считает, всех животных называет. А еще 2 раза танцы. И хотим учителя музыки по выходным домой приглашать.
(Это "слова родителей")
3.
- Неплохой у меня набор в этом году: все знают буквы, половина примерно уже читает целыми словами и по слогам. Но трое явно слабых, только побуквенное чтение. А с математикой хуже: устно считают, а примеры большинство не могут решить или только по наглядности. Пятеро даже обратный счет в пределах 10 не знают. С задачами совсем плохо. Чему их учили в саду?
- И у меня слабых больше половины, ничего их не интересует. Память не развита, внимания не больше чем на 5 минут хватает. Никого не слышат, руку не поднимают для ответа, кричат, друг друга перебивают. Правилам поведения совсем не обучены.
(Это "слова учителей")
В нашем детском саду на каждый учебный год составляется план совместной работы между МОУ - СОШ №4 и МДОУ д/с "Ромашка" по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации дошкольного и начального общего образования. План согласовывается и утверждается директором школы и заведующей ДОУ. В него входят следующие аспекты:
Слайд 13
Управленческий и организационно- методический аспект
Технологический
Взаимодействие образовательных организаций и семьи по реализации практико-ориентированного образования
Сетевая организация образовательного пространства
Управленческий и организационно - методический аспект включает в себя такие мероприятия как разработку и утверждение плана совместной работы, мониторинг успеваемости бывших воспитанников ДОУ, Проведение семинаров.
Слайд 14-15
Целевые прогулки по образовательному учреждению детей старших групп ДОУ по ознакомлению дошкольников с учебными кабинетами, библиотекой, спортзалом
Слайд 16
Круглый стол, например по теме : «Конструктивно-модельная деятельность ДОУ и школы
Слайд 17
День открытых дверей в ДОУ
Слайд 18
Взаимопосещения в рамках реализации практико – ориентированного образования:
Слайд 19
- уроков в начальной школе,
Слайд 20
- организованной образовательной деятельности в подготовительной группе,
Слайд 21-22
и другое.
Технологический аспект включает посещение детьми старших групп ДОУ кабинета химии, физики, технологии в рамках практико –ориентированного образования
Слайд 23
Проведение внеклассных мероприятий в школе и посещение их воспитанниками МДОУ: «Дня знаний», «Прощание с букварем».
Слайд 24-25
и другое.
Взаимодействие образовательных организаций и семьи по реализации практико-ориентированного образования включает в себя Проведение анкетирования среди родителей по теме : «Знаете ли вы способности своего ребенка?», Информирование родителей через сайт образовательных организаций о работе по вопросам реализации практико-ориентированного образования, Участие в проведении родительских собраний в начальной школе и в МДОУ
Слайд 26
Сетевая организация образовательного пространства включает: Взаимодейстие с краеведческим музеем, музеем Унечского индустриального техникума им. Героя России А. Рассказа
Слайд 27
Проведение экскурсий и практических занятий в экологическом образовательном центре «Брянское подворье» с. Белогорщь
Слайд 28
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее имя – педагог.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.