Приложение МААМ

Мастер-класс с педагогами «Способы преодоления стрессовых состояний методами арт-терапии»

олеся сидоренко
Мастер-класс с педагогами «Способы преодоления стрессовых состояний методами арт-терапии»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс с педагогами образовательных организаций на тему «Способы преодоления стрессовых состояний в работе педагога методами арт-терапии»

Цель: ознакомление педагогов с понятием стресса, его признаками, исследовать стрессовые факторы в жизни человека и найти пути уменьшения их негативного влияния.

Содержание занятия:

Вводная часть.

Публикация «Мастер-класс с педагогами „Способы преодоления стрессовых состояний методами арт-терапии“» размещена в разделах

Здравствуйте, уважаемые коллеги - педагоги. Я рада, что вы отложили все дела и нашли время придти на наше необычное занятие, которое посвящено теме стресса в работе педагога. Профессия педагога - одна из самых «нервных» и относится к категории «группы риска». Каждому из нас на этом нелегком пути нужна помощь.

Сегодня на нашем занятии мы сделаем попытку определить степень удовлетворенности своей профессией, собой вообще, выявить факторы, влияющие на развитие наших эмоциональных состояний, а также уровень рефлексии.

Но для начала предлагаю познакомиться поближе друг с другом.

Приветствие.

Упражнение игра «Веселый клубок»

Цель: знакомство друг с другом. Создание позитивного настроя на занятие.

Я предлагаю сейчас всем встать в круг. Сейчас мы будем играть в игру, которая позволит нам познакомиться друг с другом. У меня в руках клубочек. Я обматываю нитку вокруг своей руки и называю свое имя. Держу нитку в правой руке и передаю соседу справа. Кто получает клубочек, также обматывает нитку вокруг руки и называет свое имя и передает соседу справа от негоКлубочек вернулся ко мне. Посмотрите, мы все с вами находимся в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились и стали единым целым.

- А теперь давайте попытаемся охарактеризовать ваше самочувствие, эмоциональное состояние при помощи цвета.

Перед участниками лежат сердечки разного цвета.

Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент. Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.

Характеристики цветов:

Черный – вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.

Коричневый – вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.

Красный – вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.

Желтый – ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».

Зеленый – состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.

Объявляется тема мероприятия. Теоретическое знакомство с проблемой стресса.

«Самое главное в жизни здоровье!» - так, наверное, ответит чуть ли не каждый человек, если его спросить что для него главное в жизни. Особенно в вопросах сохранения здоровья должны быть осведомлены педагоги, для того, чтобы учить этому подрастающее поколение. Компетентное отношение к собственному здоровью включает в себя следующие составляющие :

- соматическое здоровье;

- клиническое здоровье;

- физическое здоровье

- психическое здоровье;

- уровень валеологических знаний.

В основном к ухудшению здоровья приводят стрессы. Стресс - нормальная реакция организма на угрозу, изменение внутреннего состояния, нарушения внутреннего равновесия. Наиболее опасным для жизнедеятельности организма является хронический стресс, который характеризуется постоянным нарушением внутреннего равновесия.

Основные признаки стресса :

- физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

- эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

- поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).

Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.

Причины возникновения стресса.

Рассмотрим стрессовые ситуации :

- неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

- конфликты с коллегами;

- чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

- слишком высокая ответственность;

- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда

(повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д., а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время "в форме", невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.

Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель.

2. Основное содержание занятия

Рисуночная техника “Мой стресс” (Колошина Т. Ю., Трусь А. А.)

Материал: бумага формата А4, фломастеры.

Стресс - категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, У каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами:

материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму;

поймем, какие факторы влияют на возникновение стресса;

определим показатели, показывающие, что человек находится в стрессовом состоянии.

Сделаем это следующим образом: в течение 5 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется “Мой стресс”. На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Я не хочу вас наталкивать на какие-либо идеи – это ваш произвольный рисунок. Не спешите, подумайте некоторое время над тем, что вы изобразите, и приступайте рисовать. Каждый работает самостоятельно.

Обсуждение подученных результатов:

Кто желает сделать презентацию своей работы? Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?

Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем, не нравится (что в нем не нравится). Вы его боитесь?

Где вы на рисунке? Как вы взаимодействуете со своим стрессом (боритесь с ним, противостоите ему, убегаете от него, стресс овладел вами, вы в стрессе, вы приручили свой стресс, вы подружились с ним, он вам безразличен?

Изображены ли на рисунке факторы, влияющие на возникновение стресса? Каковы они?

Изображены ли на рисунке показатели, по которым можно определить состояние стресса? Каковы они?

Что является результатом вашего взаимодействия со стрессом?

Что такое стресс? Причины его возникновения.

Психологический дискомфорт учителя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках.

Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Мышцы, поражённые стрессом, сокращаются и остаются в этом состоянии. Представьте себе, что вы долго несёте что-то тяжелое, рука немеет, вы останавливаетесь и трясете её – можно нести дальше. А вот «трясти» желудок, сердце, как её, невозможно. Как быть? Как помочь себе?

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности.

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.

Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов управления своим внутренним состоянием.

Упражнение "Настроение"

Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать "перенести"свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное состояние переносится на рисунок.

Всего 5 минут, а Ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами.

Это упражнение можно так же использовать чтобы снять осадок после неприятного разговора с кем-либо, а впереди еще несколько уроков, и необходимо сохранить внутреннее спокойствие и работоспособность.

«ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ»

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Вдох состоят из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.

Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.

То есть изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.

Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнём…

Упражнение «Заброшенный сад»

Материал: музыка

Это упражнение рекомендуется применять, когда человек перегружен делами и не знает, за что браться в первую очередь.

Вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в ней находится деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказываетесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако за ним давно уже никто не ухаживает. Растения так разрослись, и все настолько заросло травой, что не видно земли и трудно различить тропинки. Вообразите, как вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, подрезаете ветки, выкашиваете траву, пересаживаете деревья, окапываете, поливаете их, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид.

Через некоторое время остановитесь где вы уже поработали и где нет. Ощутите разницу.

Осознайте, что так и в жизни происходит, только начать что-то делать.

Заключительный этап: Рефлексия.

Описание: Участников круга просят ответить на вопросы по итогу занятия:

Что для меня было важно?

Что было трудно?

Что понравилось?

Какой из способов снятия эмоционального напряжения вы бы хотели взять на вооружения?

Психолог рассказывает притчу: «Все в твоих руках»

Мудрец передавал своему ученику все тайны бытия. Это продолжалось много лет. Однажды ученик решил проверить мудреца, насколько тот мудрый.

Тогда ученик подошел к учителю со сжатыми ладонями, в которых была живая бабочка, и спросил: «У меня в руках живое или мертвое?». Ученик решил, что если мудрец скажет, что живет, он сожмет ладони, и бабочка умрет. Если скажет, что мертвое, - он раскроет ладони, и бабочка улетит.

Ответ мудреца был такой: «Все в твоих руках».

Таким образом, только от Вас зависит, будет ли Ваше взаимодействие с другими живым, ярким, плодотворным, или наоборот.

Желаю Вам эмоционального благополучия, творческих успехов, только положительных эмоций.

Публикации по теме:

«Подорожница». Мастер класс с педагогами. Фотоотчёт«Подорожница». Мастер класс с педагогами. Фотоотчёт В январе,с педагогами нашего МБДОУ был проведён мастер класс. Делали мы обереговую куклу "Подорожница". Вот уже больше года работаю с детьми.

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Конспект НОД по рисованию нетрадиционными методами «Гиацинт»Конспект НОД по рисованию нетрадиционными методами «Гиацинт» Непосредственная организованная деятельность детей. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Дата проведения: 22 сентября.

Мастер-класс по объемной аппликации из кружева «Букет» в цветах флага России с педагогами ДОУМастер-класс по объемной аппликации из кружева «Букет» в цветах флага России с педагогами ДОУ Мастер - класс по изготовлению флага России с педагогами ДОУ посредством объемной аппликации из кружева. Автор работы: Ктениди Елена Анатольевна,.

Мастер-класс с педагогами «Квест-игра и её применение в образовательном процессе ДОУ»Мастер-класс с педагогами «Квест-игра и её применение в образовательном процессе ДОУ» Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании квест-технологии в образовательном процессе ДОУ. Задачи: 1)конкретизировать.

Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Мастер-класс по теме: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о привитии и воспитании.

Мастер-класс с педагогами с использованием кинетического песка «Лучики настроения»Мастер-класс с педагогами с использованием кинетического песка «Лучики настроения» Тема мастер-класса: Сохранение и укрепление физического и эмоционального здоровья детей дошкольного возраста с использованием кинетического.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Семинар-практикум «Утренний круг». Мастер-класс с педагогамиСеминар-практикум «Утренний круг». Мастер-класс с педагогами Семинар – практикум «Новые технологии в ДОУ. Современные подходы в планировании детской активности. Утренний и вечерний круг» Мастер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс с педагогами «Способы преодоления стрессовых состояний методами арт-терапии»
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 15:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс с педагогами «Способы преодоления стрессовых состояний методами арт-терапии»» (включая файлы) размещена пользователем олеся сидоренко (УИ 958786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД