Наталия Алёшина
Мастер-класс с педагогами «Мелодия в красках. Новый взгляд на художественно-эстетическое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Современные педагоги большое внимание уделяют художественно-эстетическому развитию детей. Введение детей в мир искусства – одна из составляющих нашей педагогической деятельности. Занятия с детьми стимулируют детское творчество, развивают фантазию, воображение, наблюдательность.
Публикация «Мастер-класс с педагогами „Мелодия в красках, Новый взгляд на художественно-эстетическое развитие детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность данной темы определяется тем, что у современных детей все чаще появляются проблемы с выражением своего творческого потенциала. Сегодня в жизни детей появилось много ненужной информации, что приводит их к атмосфере духовной бедности и не способствует нравственному и гармоничному развитию. Поэтому уже в младшем дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Через музыку, рисование можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание, воспитывать чувство прекрасного. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается.
Цель: передача коллегам личного профессионального опыта воспитания в детях творческого потенциала с использованием нетрадиционной техники.
Задачи:
Образовательные:
- поделиться с педагогами своим опытом в художественно-эстетическом развитии детей;
- познакомить педагогов с техникой художественно-эстетического развития на основе звучащих картинок;
- научить на практике воспроизводить музыку в рисунках.
Развивающие:
- развивать творческие способности педагогов.
Воспитательные:
- воспитать в педагогах интерес и чувство удовлетворения от выполненной творческой работы.
Оборудование и материалы: ноутбук, аудиозапись звуков природы, «Мелодия слез» Людвиг ван Бетховен, Piano Sonata No.5 Allegro Святослав Рихтер, Вольфганг Амадей Моцарт, Piano Sonata No. 11 III. Rondo alla turca Jean-Bernard Pommier, Вольфганг Амадей Моцарт, Дмитрий Шостакович прелюдия 5 скрипка и фортепиано, мольберт, листы формата А-4, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, цветные кружочки.
Основная часть
- Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече! Свой мастер-класс я хотела бы начать с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»
Без сомненья, каждый из нас может сказать, что только практика является самым ценным опытом для педагога. Я предлагаю вам, дорогие коллеги, поучаствовать в моем мастер-классе.
Давайте представим, что мы сейчас в лесу и закроем глаза.
(Включаются звуки природы)
Что вы сейчас слышите?
(Это звуки природы)
А какие звуки вы здесь услышали?
(Пение птиц, шум ветра, журчание ручейка)
Как же прекрасно в лесу! Вот кукует кукушка, к ней присоединился голосистый соловей, шум еловых веточек и журчание ручейка еще больше добавляют реалистичности нашей фантазии.
С давних времен люди начали подражать звукам природы и так начала появляться первая музыка. У музыки, как и у нас с вами бывает разное настроение. Она бывает грустная, бывает веселая, и, несомненно, любая музыка влияет на наше настроение. Ученые доказали, что классическая музыка оказывает положительное влияние не только на умственную деятельность, но и на здоровье в целом.
Но вы знаете, уважаемые коллеги, музыку можно не только слушать, ее можно и нарисовать. Музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть яркими и насыщенными, нежными или легкими и прозрачными.
Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть в игру «Цветомузыка» я включу музыку, вы ее послушаете, а потом выберите цвет, который вам передала эта мелодия.
(Педагог включает музыку разного настроения, а коллеги выбирают цвет и объясняют свой выбор.)
А теперь, дорогие педагоги, я предлагаю вам сесть за наши мольберты, прослушать музыку и выразить ее настроение в рисунке.
(Звучит Бетховен «Мелодия слез»)
Какое настроение у вас вызвала музыка?
Грустное, согласна. Что вы представляете под эту музыку?
(Ответы воспитателей)
Я представляю под эту музыку плачущее небо, а когда небо плачет, значит что идет дождь. На занятии с детьми мы рассуждаем, что происходит с небом, когда идет дождь? Также рассматриваем картины известных художников, чтобы дети смогли увидеть, как видят дождь великие живописцы.
(Педагог показывает несколько картин)
Давайте приступим к созданию ваших шедевров, а для того, чтобы ваше вдохновенье вас не покинуло, я включу еще раз эту мелодию.
(Воспитатели рисуют)
Ваши картины получились очень красивыми! Хочется сказать, что под музыку ваши детки могут рисовать что угодно, здесь нет предела фантазиям. С помощью этого интересного занятия ребенок получит больше пространства для выражения своих фантазий. И я хочу поблагодарить вас за то, что вы поучаствовали в моем мастер-классе, были активными и раскрыли свой творческий потенциал.
Заключение.
В процессе работы я пришла к следующим выводам:
- музыка во взаимодействии с изобразительным искусством дает детям больше пространства для выражения своего творческого потенциала.
- ребенок лучше впитывает информацию, когда занятие проходит в интеграции всех областей, таким образом, у него сработают все виды памяти.
- педагог должен быть одним из главных людей на этапе дошкольного возраста, который привьет ребенку любовь к искусству, тем самым воспитает в нем чувство прекрасного и разовьет целостное художественно-эстетическое восприятие мира.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М. : Педагогика, 1991. 44 с.
2. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л. Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.