Анна Зеленина
Мастер-класс родителей совместно с детьми «6 логопедических позиций на кухне»
▼ Скачать +Заказ
Вопрос поиска и осуществления новых форм взаимодействия ДОУ с семьёй на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
В своей работе я использую такие формы и методы для родителей, как мастер-классы, консультации с родителями, живые беседы, выступления на собраниях, анкетирования, видео обращения, многофункциональные пособия.
В нашем детском саду работает логопедическая почта. Родители записывают свой вопрос на бумаге, кидают в «почтовый ящик», а ответ я оформляю на стенде в виде информации с Q-R кодом.
Публикация «Мастер-класс родителей совместно с детьми „6 логопедических позиций на кухне“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
А также всю информацию для родителей выкладываем на сайте детского сада в разделе «методическая копилка».
Но, к сожалению, в силу своей занятости, родители всегда спешат, не охотно ходят на собрания, и мало уделяют времени занятиям с ребёнком. Дети в это время сидят за гаджетами, телевизором, редко кто играет самостоятельно в игрушки.
Поэтому, когда же развивать речь ребёнка? Закреплять звук, тренировать мелкую моторику? Конечно, дома, у всех есть кухня! На кухне масса предметов, которые можно легко превратить в речевые игры!
Например, игры на развитие артикуляционной гимнастики.
1. Подвижная челюсть, послушный язычок играют большую роль в постановке звуков! Систематическое выполнение артикуляционных упражнений позволяет подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков. Как вариант можно использовать на кухне часы! Все упражнения нужно выполнять под счет от 5 до 10. Можно придумать сказку. "Жили-были весёлые стрелочки. Они никогда не стояли на месте и всегда…. Тикали!" Улыбнуться, высунуть язык и двигать язык от одного уголка рта до другого. "Стрелки показывают время. Стрелки часов на 12". Подняли язычок на верхнюю губу и зафиксировали. "Стрелки часов на 6". Опустили вниз язычок. "И вместе со стрелочками покачаемся на «качелях». Делаем качели: поднимаем язык на 12, опускаем на 6. "За день стрелки обходят весь круг!" Встала стрелочка на 12 и обошла круг, вернулась на 12. На часах есть секундная стрелка. Если прислушаться, то она издаёт цокот, как «лошадка». Пощёлкаем язычком.
Для артикуляционной гимнастики можно использовать сушки, сладкую соломку. Взяли овальную сушку чистыми руками. Улыбнемся скажем ИИИ – сушку повернули горизонтально, повернули вертикально – ООО и т. д. Маленькая сушка – повесили на язычок и посчитали! Ребёнок кладёт на широкий язык соломку и делает «чашечку», удерживает под счёт до 10.
2. Упражнения на формирование воздушной струи. Чтобы научиться произносить такие звуки как «Ж», «Р», «Рь» необходима сильная воздушная струя! И в формировании речи вдох и выдох должны быть плавными. Для проговаривания длинных слов воздушная струя должна быть непрерывная. Поэтому можно использовать любые игры на воздушную струю. Например, детям часто покупаем сок, там уже есть трубочка. Сок выпили, и подули в трубочку на крупу, бумажку, кораблик и т. д. можно использовать маленькие свечки, хрустящие звёздочки и поиграть. Берём «звёздочку», кладём на кончик языка и «выплевываем звёздочку». А также вкусные ароматные фрукты и овощи можно понюхать с закрытыми глазами и угадать "Что за фрукт или овощ".
3. Упражнения на формирование мелкой моторики. К школе у ребенка должны быть сформированы общая и мелкая моторика. Чтобы он умел правильно держать ручку, карандаш, завязывать шнурки на ботинках, застёгивать пуговицы. Поэтому тренируем руки, а заодно закрепляем поставленный логопедом звук изолированно, в слогах, в словах! Например, завели тесто. Дайте ребёнку, чтобы он из теста сделал небольшие шарики, а затем прошагал по нему пальцами и произнес слоги: «СА», «СО», «СЫ», «СУ», «СЭ». На развитие двух полушарий мозга слепите калач и пусть ребёнок прошагает одновременно двумя руками, проговаривая слоги «АСУ», «ОСЫ», «ОСО», «АСО», «ЫСУ» и т. д.
4. Упражнения на развитие слухового внимания. Важное значение в усвоении и правильном произношении звуков и слов отводится состоянию слухового внимания и сформированности фонематического восприятия. Благодаря им ребёнок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.
Можно на кухне поиграть в игру "Что ты слышишь?" (Мешаем чай в чашке, стук ложками, стук кастрюлей, шуршание специями).
5. Упражнения на формирование фонематического слуха. Найдём продукты со звуком «р» на кухне. Помидор, капуста, сахар, сметана, абрикос, ананас. Можно положить в крупу предметы с изображением продуктов, чтобы ребёнок нашёл их и назвал четко произнося звук.
6. На формирование слоговой структуры слова, можно потренироваться в сложных словах. Например, игра «Как сказать одним словом?» Электрический чайник! А как сказать одним словом? - Электрочайник. Холод даёт? - Холодильник! Микроволновая печь - микроволновка! Посудомоечная машина - посудомойка! Мясо рубит? Мясорубка! Сок выжимает? Соковыжималка! Кофе варит? Кофеварка.
Надеюсь, такие «весёлые» игры на кухне вдохновят поиграть дома с ребёнком и помогут развить речь, закрепить поставленный звук!