Тамара Гришкова
Конспект мастер-класса по рисованию песком на световом столе
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
Цель : познакомить с особенностями создания изображения в технике рисования песком.
Задачи:
- познакомить старших дошкольников с рисованием песком;
Публикация «Конспект мастер-класса по рисованию песком на световом столе» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Световой стол. Рисование на песочных световых столах
- Темочки
- обучать созданию картин в технике рисования песком;
- развивать воображение, моторику, творческое мышление;
-совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;
Участники: дети 5 -7 лет
Материалы и инструменты: световой стол для рисования, песок, компьютер видеоролик Ксении Симоновой «Реквием» (песочная анимация, аудиозапись «Музыка песка».
. Конспект мастер-класса
Организационный этап
1. Введение в тему. Из истории.
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из нетрадиционных способов рисования – рисования песком. С чего началось мое увлечение рисованием песком?
Я увидела в интернете выступление украинки Ксения Симонова со своим песочным шоу «Реквием». Талантливая девочка растрогала огромный зал зрителей, искушённое жюри конкурса и потрясли меня до глубины души. Она создавала чудо своими руками; погружая пальцы в песок, передвигая их по стеклу она рисовала живую картину. Образы сменяли друг друга, подчиняясь общему сюжетному замыслу. Музыка дополняла впечатление.
Рисование песком — это один из нетрадиционных способов изобразительной деятельности. Познакомившись с этим необычным искусством, я познакомила с ним детей. Впечатление неповторимое. Но об этом позже.
Что же это за искусство?
Этот необычный вид искусства называется Sand art (искусство песка, появился в 70-е годы ХХ столетия. Основоположник этого направления режиссёр – мультипликатор Кэролин Лиф. Песок — это та же краска, только работает по принципу «света и тени». Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Песок — материал эмоционально притягательный. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить.
Зачем детям рисовать песком?
Рисование песком – это :
• развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
• развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
• тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь;
• равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
• гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).
• формирование навыков саморегуляции.
А теперь мне бы хотелось и вас познакомить с
Правила при работе с песком :
Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы.
Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Этапы работы: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ритуал входа)
• Приветствие с релаксационным компонентом (ритуал ввода)
• Цель: Определить правила поведения в песочнице; (контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж).
• Подготовительный этап включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с детьми приветствие, проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
• Дети совместно с педагогом рисуют на песке изображения с применением разной техникой рисования на песке, в соответствии с темой занятия. Педагог в своей работе использует загадки и небольшие стихотворения для сопровождения процесса рисования. Обязательно на занятии детям дается 3-5 минут для свободного творчества.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (ритуал выхода)
• Предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников.
• Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.
Дети обсуждают занятие, проговаривают свои эмоции, кладут руки на песок и говорят вместе с педагогом «До встречи, волшебный песок!» или произносятся слова благодарности сказочному герою песчаной страны, например:
В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!
• Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны.
Работа над рисунком начинается с создания фона.
Фон можно насыпать: собрать песок в кулак / положить песок на ладонь как на лопатку и равномерно рассыпать его по стеклу. Второй способ — наброс. Слой песка не должен быть толстым.
Возможны два варианта фона, то есть мы можем рисовать или темным по светлому, или светлым по темному. (Показываю на примерах). Набираем песок в кулаки и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Для рисования на светлом фоне наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов.
Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.
Сначала давайте познакомимся с материалом, с которым мы будем работать, с помощью которого мы сегодня будем рисовать. Давайте опустим руки на песок. Можно помять его. Пересыпать из одной руки в другую. Можно сказать, что мы
«знакомимся с песком».
Упражнение «Отпечатки рук» На поверхности песка оставим отпечатки наших рук, вдавим кисти рук в песок.
Способы рисования :
• Кулаком.
• Ребром ладони.
• Ребром большого пальца.
• Щепотью
• Мизинцами.
• Одновременное использование нескольких пальцев.
• Симметрично двумя руками.
• Отсечение лишнего.
• Насыпание из кулачка.
Каждый прием разбираем на световом столе.
Рисование на песке.
«Дорожки» Начинаем с простых линий затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и напряжённости
«Заборчики» Рисуем «заборчики» вокруг заданного предмета, домика, героя.
Упражнение «Следы животных»
Упражнение «Грустные кружочек» «Веселый кружочек»
«Солныщко»Рисуют кулачком круг-солнышко и кончиками пальцев лучики
«Дожди» Отрабатываем рисование вертикальных линий
«Лесенки» Учимся совмещать вертикальные и горизонтальные линии
Упражнение «Ёлочка»
Упражнение «Улитка»
Упражнение «Цветок»
Получились замечательные картины
Главное – дать волю воображению и
не бояться экспериментировать.
Рисование песком - это способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи.
Рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – детям и взрослым – как медитативная, расслабляющая техника, укрепляющая здоровье, так и творческая деятельность.
Вывод: игры с песком
улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка;
развивают воображение, творческий потенциал;
развивают мышление, речь, память, внимание, мелкую моторику;
повышают самооценку и уверенность в себе;
улучшают взаимоотношения со сверстниками;
формируют коммуникативные навыки
Список использованных источников:
1. Н. В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках«, «Детство - пресс», 2003.
2. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт», 2010.
3. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».
4. u-sovenka.ru Урок рисования №5. Рисование песком – Песочное шоу в домашних условиях!