Елена Александровна Горенкова
Мастер-класс «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изодеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70 г. Ставрополь
Мастер - класс : «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности».
Подготовила:
Елена Александровна
Горенкова
Публикация «Мастер-класс „Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изодеятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Цель: Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию творческих способностей дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Представить педагогам одну из форм проведения опытно–экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
2. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей развитию художественных способностей дошкольников.
3. Развивать творческие способности участников мастер-класса.
4. Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Участники мастер класса : присутствующие и участники конкурса «Воспитатель года России -2020».
Количество участников: 5 человек.
Длительность проведения: 15 минут.
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а кто не знаком с этим методом поймёт, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по использованию экспериментирования в художественно продуктивной деятельности детей.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, оборудование для опытов: вода, цветные красители, стаканы, пена для бритья, кусочки ткани, фломастеры, пипетки 2шт, сахар, карточки со схемами.
Ход мастер-класса :
1. Вводная часть.
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности». Приглашаю желающих принять участие в моем мастер классе (5 человек).
1задание будет выполнять 1 педагог. 2 и 3 задание будут выполнять по 2 человека.
Ознакомьтесь. Задание вам понятно? Если, что - то непонятно можете спрашивать.
Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является художественно-продуктивная деятельность. Она является традиционной. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина, глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным и эффективным способом освоения окружающего мира.
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования на первый план выходит задача стимулирования детей в самостоятельном получении знаний с помощью педагога. Эту задачу мы решаем в экспериментально – опытной деятельности. Этот вид деятельности чаще используется педагогами на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и формировании элементарных математических представлений. Но еще более мощный развивающий потенциал данное направление получает в сочетании с изобразительной деятельностью. Я решила соединить эти два вида деятельности. Они одинаково быстро вовлекают детей в процесс познания, исследования (где-то с предметами, а где-то с художественными материалами и инструментами, вызывают у них новые оригинальные идеи, желание придумывать и находить новые способы получения результата своей продуктивной деятельности, подталкивают детей к самостоятельным действиям, то есть помогают непосредственно проявить свою творческую индивидуальность.
Такая деятельность не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
При изучении методической литературы, мне пришлось столкнуться с тем, что интересных методических разработок по экспериментированию в изобразительной деятельности очень мало, это объясняет инновационный характер моего опыта. Поэтому я решила в своей работе использовать разработки по нетрадиционным техникам рисования, добавив в них метод экспериментирования. Я познакомила детей с разными техниками нетрадиционного рисования, например: печатки из овощей, выдувание, рисование на ткани, солью, кляксография, мыльными пузырями. Экспериментировали, где краска будет отпечатываться лучше: с деревянной палочки или от пластмассовой, какой фон будет насыщенней: от примакивания губкой или кусочком меха.
Слайд 3
Наблюдая за изобразительной деятельностью детей и их возможностями, составила перспективный и календарный план работы, собрала картотеку опытов. Для опытных исследований организовала предметно-пространственную среду: создала уголок исследований, центр экспериментирования «Почемучки» и мини-лабораторию. В свободное время дети могут самостоятельно проводить эксперименты с красками, песком, водой и другими материалами, используя различные предметы для рисования. После проведённой мною совместной работы с детьми по художественному экспериментированию, дети стали использовать нестандартные способы рисования не только в детском саду, но и дома.
Практическая часть
Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Жила была девочка Маша. Отправилась Машенька в лес к своему другу Мише. Неожиданно начался дождь. Маше стало интересно, как получается дождь? (Опыт «Тучка и дождик»)
А сейчас я приглашаю коллегу, с заданием №1
Вопрос: Расскажите, что вы делали? Что у вас получилось?
Опыт№1- (тучка с дождём)
Цель: эксперимент, позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь.
Для эксперимента понадобится :
1. Стакан (можно взять банку).
2. Пена для бритья.
3. Вода.
4. Краска гуашевая (синий или голубой).
5. Пипетка.
Ход:
1. В стакан налить воду, в целях экономии времени, но не доливать до краев, оставив место для облака
2. Сверху воды, аккуратно выдавите из флакона пену для бритья (не очень плотно, чтобы «дождик» быстро появился)
-прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты,. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу. А пена это облако.
3. Краску размешайте с несколькими каплями воды. У нас она уже готовая. Затем, с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!
Вопрос: - Какой вывод можно сделать?
Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное коромысло. «Это же радуга» - обрадовалась Машенька.
А сейчас я приглашаю коллег, с заданием №2
Вопрос: Расскажите, что вы делали? Что у вас получилось?
Опыт: 2 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем пищевой краски чтобы цвет был насыщенный и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей. Хорошо размешать сахар в стаканах.
4. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Вопрос: В чем же секрет этого опыта для детей?
Ответ Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Маша увидела на полянке красивые и яркие цветы. Ей очень хотелось сделать такие дома вместе с Мишей.
А сейчас я приглашаю коллег, с заданием №3
Вопрос: Расскажите, что вы делали? Что у вас получилось?
Опыт 3 «Ткань и краски»
Для опыта понадобится:
1. Стакан (можно взять баночку).
2. Резинка.
3. Кусочек ткани.
4. Водорастворимые фломастеры.
5. Баночка с водой.
Ход:
Взять стакан. Положить ткань на стакан. Сверху ткань закрепить резинкой. Нарисовать рисунок на ткань. (схема рисунка прилагается) Взять пипетку и капнуть водой на середину рисунка с интервалом 3-5 секунд.
Ответ:- Жидкость растворила краску маркеров, так же как вода растворяет акварельные краски.
Вывод:
Окрашивание ткани происходит от взаимодействия жидкости с маркером. Ткани окрашиваются специальными красками,
-А сегодня мы познакомились с необычным способом нанесения рисунка на ткань.
- Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у каждого из вас.
Наше путешествие подошло к концу. Но у Маши еще осталось очень много вопросов, на которые теперь она будет искать ответы со своим другом Мишей в следующем путешествии.
Хотелось бы отметить этот интересный метод нанесения красок на ткань. Это могут быть схемы разных изображений по темам. например:
«Подводный мир», «Цветы», «Насекомые». Вот такую картину мы сделали с детьми из цветов на ткани.
Спасибо за помощь, коллеги, можете занять своё место в зале
Заключительная часть. Рефлексия.
В заключении хочется сказать, что деятельность по художественному экспериментированию несёт в себе большие возможности, и учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Она даёт толчок для творческого развития, побуждает желание созидать, развивает фантазию, творчество и любознательность. Я считаю, что используя свой накопленный опыт работы по развитию творческих способностей посредством экспериментирования, я помогаю реализовать каждому ребёнку своё индивидуальное творческое начало, сделав первые шаги в мир искусства.
Я хочу пожелать вам успехов в вашей нелёгкой работе и надеюсь, что мой мастер класс поможет вам в этом.