Галина Куликова
Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников с помощью технологии «Сторисек»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников с помощью технологии «Сторисек».
Цель: познакомить педагогов с технологией «Сторисек», как способом развития связной речи.
Задачи: познакомить педагогов с особенностями технологии «сторисек»;
создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
Оборудование:
Публикация «Мастер-класс „Развитие связной речи дошкольников с помощью технологии „Сторисек“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторисек. Технология
- Темочки
Мультимедийная презентация, мешок, книги по сказке «Колобок», игрушки, пальчиковый театр по сказке, матрешка, дидактические игры «Маски», «Разрезные картинки», «Задания по сказке».
Ход мастер — класса:
Вводная часть:
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Существует много различных методов и приёмов развития речи детей, но формирование детской речи невозможно без художественной литературы.
Предлагаю вам, познакомится с многогранным и многофункциональным методом «Сторисек».
Немного из истории. В переводе с английского «Сторисек» это мешок историй. Метод был разработан 1994 году в Великобритании. Основатель «Сторисек» доктор филологии Нейл Гриффитс,
Метод «Сторисек» способствует: расширению общего словарного запаса, словарного запаса собирательных имен существительных, навыков правильного словоупотребления.
Что из себя представляет мешок историй? Это настоящий полотняный мешок, (чудесный мешочек) который можно заменить красочной коробкой. В этот мешочек подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, аудиокассета или компакт-диск, настольные, речевые игры. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Игрушки «сторисек» – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Игры связаные с содержанием художественной книги, не только развивают новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.
Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в несколько этапов.
Подготовительный:
1. Определяется произведение детской художественной литературы которому посвящается «Сторисек»-например сказка «Колобок».
2. Подготавливается мешок для комплекта материалов (его можно украсить вместе с детьми)
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта:
Игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр., являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
Научно-популярная книга на тему близкую к художественному произведению (энциклопедия животных, например, аудиокнига или DVD диск).
DVD –диск с мультфильмом по произведению (при наличии).
Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать:(расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного чтение, связной речи, социальных навыков, самоуверенности).
Например, литературными играми такие как: «Допиши рассказ», «Крокодил» — с помощью мимики и пантомимы изобразить героев произведения, «Найди пословицу». Возможна организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, использование настольных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
Основной этап
Работа с художественными произведениями:
Работа с книгой предлагает громкое чтение в группе детей.
Организовывайте диалог (до, вовремя, и после прочтения книги).
Обсудите с детьми:
Кто/что вам больше всего нравится в книге?
Случалось, ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге?
Какие слова, события повторялись в книге?
Используйте и другие вопросы.
Иногда просите детей следить пальцем по тексту во время вашего чтения книги или после.
При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
Попросите детей подавать вам нужные реквизиты во время чтения.
Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать.
Спрашивайте детей, с каких звуков начинаются конкретные слова.
Почитайте книгу по ролям. Заострите внимание на навыках: изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.
Работа с аудиокнигой
Организуйте коллективное прослушивание аудиокниге с завершением коллективным рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки новой обложки к книге и пр.
Практическая часть:
Уважаемые коллеги, приглашаю вас побыть немного детьми.
Слад 1 Ребята, кто напомнит, какая сказка живет в нашем мешке историй?
Слайд 2 Обращаю внимание на книгу, красочную обложку.
Слайд 3 А сейчас предлагаю вам выполнить «Задания по сказке».
Цель: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Педагоги берут карточку и выполняют задание.
Слайд 8 Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: научить видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление. составляют картину из частей.
Слайд 9 Подгруппе педагогов предлагаю поиграть в дидактическую игру «Маски».
Цель игры: развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений
Материал: маски сказочных персонажей — животных.
Описание игры: Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому — либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.
А сейчас предлагаю вам обыграть сказку.
Таким образом, игровая деятельность с мешком историй может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей.