Марина Гордиенко
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в работе, развитие фантазии и творческих способностей.
Задачи:
- Познакомить участников мастер – класса с приемами включения элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс.
Публикация «Мастер-класс „Развитие речи дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2020
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на применение театрализованной деятельности в практике.
Ожидаемые результаты:
1. Положительная оценка участниками мастер – класса транслируемого опыта работы.
2. Применении предложенных материалов педагогами детских садов в практической деятельности
Участники: воспитатели.
Форма проведения: мастер - класс.
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
-Крикните громко и хором друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли вы на мастер – класс,
Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)
Я понимаю вас господа.
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ, помочь откажитесь мне? (нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности в ДОУ»
Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Чтобы познакомиться со всеми, нам понадобится не один мастер-класс. Поэтому, сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя детского сада
Уважаемые педагоги!
- Вспомните, что являлось первой формой общения человека? (Конечно же – ЖЕСТЫ)
А теперь пришла пора общаться жестами, друзья! Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду (я говорю слово, воспитатели показывают жестами) : «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «нельзя», «думаю», «понял», «нет», «да».
Игра с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
1. Игра «ладошки»
Поднимите все ладошки
и потрите их немножко.
дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
продолжайте потирать! (потирают руки)
мой сосед такой хороший!
я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
и другой сосед хороший-
и ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
крикнем дружное: ура! (машут руками)
2. Пальчиковая гимнастика «Жили были гномики»
Жили-были гномики
В расчудесном домике.
Папа гном дрова рубил,
Гном сынок их в дом носил.
Мама гномик суп варила,
Дочка гном его солила.
Гномик бабушка вязала,
Гномик тетушка стирала.
Дед окошки раскрывал
Всех знакомых в гости звал. (выполняем движения согласно тексту)
3. Способствует развитию мелкой моторики и активизирует речевое развитие пальчиковая гимнастика с карандашом.
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен.
4. Не обойтись нам и без потешек.
Эти художественные произведения построены на диалоге.
Простейшая игра – драматизация, доставляет ребёнку большую радость,
дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки.
ПРОИГРАТЬ с участниками мастер – класса
Сидит кукушка на суку и слышится в ответ. «Ку-ку», — отвечает ребенок, на которого указывает воспитатель
А вот котеночек в углу,
Мяукает он так. (Мяу! Мяу)
Щенок прогавкает в ответ услышим вот что мы вослед. (Гав! Гав)
Корова тоже не смолчит, а вслед нам громко замычит. (Му-у)
А петушок, встретив зарю,
Нам пропоет. (Ку-ка-ре-ку)
Паровоз, набравши ход,
Тоже весело поет. (У-у-у)
Если праздник, детвора весело кричит. (Ура! Ура)
Как можно организовать работу вот с этой потешкой
Ваши предложения.
1 вариант – проговариваем хором
2 вариант - делимся на мини – группы
Кроме всего, разучивание потешек, стихов развивает память и интеллект.
5. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.
Ситуация: «Жадный пёс»,
Ведущий читает стихотворение
Жадный пёс
Дров принёс,
Воды наносил,
тесто замесил,
Пирогов напёк,
Спрятал в уголок.
И съел сам –
Гам-гам-гам!
Участники имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.
6. Игра: «Представьте себе»
Цель: развивать воображение, пантомимические навыки, воспитывать партнерские отношения в игре.
Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стихотворение, например:
а)Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Задания
Представьте себе:
1. Вас обидели до слез, и вы рассказываете нам свою обиду словами этого стихотворения.
2. У вас радостное событие, вам подарили долгожданную игрушку. Расскажите о ваших впечатлениях словами стихотворения. (Дети, находят нужные интонации, используя мимику, жесты, текст, стараются передать душевное состояние человека, попавшего в заданную ситуацию. Они сами могут придумать или вспомнить жизненные ситуации.)
б) Произнесите фразу «Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела» (укоризненно, ласково, печально).
7. Один из приемов театрализованной деятельности - речевые штампы. Вспомним этот прием.
Ситуация «Знакомство»
- Я хочу познакомиться с вами. Что я должна сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)
- Меня зовут Марина, а тебя как? (ответ)
- Моё имя Марина, а твоё как? (ответ)
- Я –Марина, а ты кто? (ответ)
- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)
В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения)
По аналогии можно использовать штампы: «Просьба», «Извинение» и т. д.
8. Способствуют развитию речи игры с соблюдением игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения. Приглашаю вас поиграть.
Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все, что вы захотите.
1 вариант. Один ребенок будет рассказывать о том, чтобы он хотел увеличить, а другой уменьшить.
2 вариант. Говорим по кругу, стареемся не повторять услышанное.
Например:
-Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
-Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
9. Драматизация. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.
Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре и характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как правило, дети великолепно включаются в игру, «входят в образ»
(Показ сказки «Теремок»)
10. Закончим нашу встречу режиссерской игрой - «Журналисты»
В роли журналиста выступлю я, Марина Алексеевна
- скажите несколько слов о сегодняшней встрече?
-Какой момент нашей встречи, был для вас запоминающимся?
- А у Вас? У Вас?
Какие театрализованные приемы для развития речи есть в вашей педагогической копилке?
-А у Вас? У Вас?
Поставим точку нашему мастер – классу этюдом на выражение эмоций
И называется он «Вкусные конфеты» - угощаю конфетами
Ваша задача: передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
- По лицам вижу, что угощение вкусное.
Закончить свой мастер-класс хотелось бы словами Бернарда Шоу «Если у Вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи, которые нам пригодятся для дальнейшей с вами работы.