Виктория Ильенко
Мастер-класс «Развитие познавательной активности ребёнка посредством дидактических игр»
▼ Скачать +Заказ
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни.
Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
В два-три года стремительно развивается
познавательная активность. Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все.
Интенсивно развиваются
Ощущение, Восприятие, Внимание, Память, мышление
Публикация «Мастер-класс „Развитие познавательной активности ребёнка посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
С ощущением ребенок уже рождается – это первая форма познания окружающей действительности.
В психических процессах ведущая роль отводится восприятию.
Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.
Внимание – это один из сложных познавательных процессов.
Если нет внимания, то все напрасно. Концентрация внимания в раннем возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок увлекается.
Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни – становятся годами первых детских воспоминаний.
Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. т. е ребенку нужно предмет потрогать, понюхать, рассмотреть. Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей раннего возраста новыми впечатлениями.
Интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша.
Поэтому одной из форм развивающего воспитания и обучения являются развивающие игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
В процессе развития познавательной активности ребенка следует использовать разнообразные развивающие игры. Некоторые из них сделаны своими руками.
Вашему вниманию представлю самые элементарные игры, которые можно сделать своими руками.
«Укрась шапочку»
Цель: развитие восприятия, цвета и формы.
Задачи:
1. Учить различать и называть основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый);
2. Учить различать основную форму предметов и называть её (круг, квадрат, треугольник);
3. Развивать память и внимание;
4. Развивать умение группировать предметы по цвету и форме.
Дети на данном этапе узнаю, знают или же только знакомятся с основными цветами. Но так же игру можно использовать для изучения основных форм предметов. Можно играть как с подгруппой детей, так и индивидуально проводить работу. Геометрические фигуры можно вырезать из картона или же представить конструктор или мягкие модули. Совместно с ребенком вы развиваете его познавательный интерес, и математическое представление, а так же закрепляете знания ребенка о форме и цвете.
«Дождик»
Цель: расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать и запоминать.
Задачи:
1. Учить детей называть цвет (красный, жёлтый, синий, зелёный);
2. Развивать память и внимание;
3. Развивать моторику рук через действия с предметами
Принцип работы данной игры такой же, как и прошлой. Дети изучают основные цвета и так же погодное явление такое как – дождь. Материал данной игры можно сделать своими руками из бархатной бумаги. Она так же полезна как материал тактильный для моторики рук. Помогая детям знакомиться с цветом, вы развиваете его познавательную активность. Данную игру можно закрепить рисованием, когда детям предоставляется лист бумаги и краски гуашь, они могут нарисовать дождик, и он может быть любого цвета.