Аверьянова Наталья Викторовна
Мастер-класс «Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития нравственных качеств детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
• Внедрять в практику деятельности педагогов ДОУ культурных практик, способствующих развитию норм социального поведения, нравственных качеств дошкольников.
Публикация «Мастер-класс „Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
• Способствовать проявлению у педагогов творческих способностей посредством театрализованной деятельности.
• Формировать умения посредством образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажа и выражать своё.
• Поощрять инициативу педагогов при создании образа.
В наше современное время компьютеризации и технического прогресса дети, по причине вечной занятости родителей, предоставлены сами себе и свободное время они, как правило, проводят не за книжками, а за телевизионным экраном и компьютерными играми. В отличие от добрых сказок, примеры злых персонажей разного рода «мультиков» и «ужастиков» увлекают детей и оказывают негативное воздействие на неокрепшее детское сознание, у них проявляется склонность к злу и жестокости.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Это период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Конечно, есть много различных средств воспитания и развития ребёнка. Сегодня мне хотелось бы представить один из наиболее эффективных видов детской деятельности – это театрализованная деятельность.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием.
Театрализованная деятельность как детская практика позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому что, каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, поступков героев, с удовольствием погружаются в мир кукольного театра. За ширмой они легко перевоплощаются в сказочных героев, им очень нравятся упражнения на подражание голоса и движений сказочных героев. Для того, чтобы организация театрализованной деятельности в работе педагога проходила наиболее эффективно, в группе должна быть создана определённая среда, способствующая развитию воображения, творчества, средств самовыражения личности ребёнка.
В нашей группе оборудован театральный уголок, в котором размещены различные виды театров : бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе; реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом применения различных методов и приемов, направленных на развитие нравственных качеств старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.
- Ну, а теперь уважаемые педагоги переходим к практической части нашего с вами мастер - класса.
- Для начала я бы хотела узнать, знаете ли вы сказки? Давайте проверим.
— Назовите сказки, где добро побеждает зло («Заюшкина избушка», «Сказка о спящей красавице и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т. д.).
- Таким образом, мы можем сказать, что во всех сказках добро побеждает зло? (Да). А добро – это эталон положительно направленных нравственных качеств у героев, поэтому герои сказок могут нам служить средством нравственного воспитания.
- Каждый герой обладает определённой мимикой, владеет определёнными жестами. В работе воспитателя с детьми очень важно значение мимики, жестов, пантомимики – это первые помощники в общении. Мимическое и пантомимическое изображение эмоций развивает у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей. Дошкольникам старшего возраста очень нравятся этюды на воображение, фантазию.
- Предлагаю проверить ваше умение владеть мимикой, жестами.
- А сейчас я вам предлагаю вам объединиться в пары. Итак, с помощью жестов и мимики вы должны будете изобразить пословицы. Одна пара изображает, остальные отгадывают, и т. д. (Раздаю пословицы)
1. «Дом вести – не бородой трясти»
2. «Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор»
3. «Чужой ум – хорошо, а свой – лучше»
4. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»
5. «Что посеешь – то и пожнёшь»
- Итак, следующее задание. Вам нужно по иллюстрации определить название сказки и сказать, какой нравственный урок можно извлечь из данного произведения? (раздаю иллюстрации сказок)
1. Сказка «Репка» – Эта сказка воспитывает у детей младшего дошкольного возраста такие нравственные качества, как быть дружными, оказывать помощь.
2. Сказка «Маша и медведь» – Из этой сказки можно извлечь урок о том, что в лес одним ходить нельзя! Потому что можно попасть в беду! А если уж попал в беду — не надо отчаиваться, надо постараться найти выход из этой сложной ситуации.
3. Сказка «Гуси-лебеди» – Нравственный урок здесь заключается в том, что нужно слушаться родителей, а также сказка воспитывает умение признавать и исправлять свои ошибки.
4. Сказка «Лиса и заяц» – Эта сказка воспитывает у детей осторожность и желание помогать близким.
5. Сказка «Кот, петух и лиса» – воспитывает такие нравственные качества, как дружба, взаимопомощь, отзывчивость.
6. Сказка «Золушка» - воспитывает трудолюбие, помогает достичь чего – то в жизни. (Ответы воспитателей).
Продолжаем работать в парах. Следующее задание. Каждой паре нужно вспомнить героя из сказки и обыграть его, чтоб мы угадали. А также сказать: «Чему учит этот герой положительному или отрицательному» (работа педагогов в парах)
Вот так же и с детьми в процессе театрализованной деятельности, знакомя с героями сказки, обыгрывая их поведение, дети учатся оценивать поступки в различных ситуациях, пропуская героев через себя, воспроизводя черты характера этого героя, используя его мимику, жесты, речевую интонацию. Тем самым дети, овладевая навыками театрализованной деятельности, приобретают и нравственно – социальный опыт положительный или отрицательный.
- Сейчас я предлагаю вам объединиться в 2 подгруппы. Каждая подгруппа должна придумать небольшую сказку или сценку со сказочными героями. Предлагаю выбрать сказочных героев (раздаю бумажки с названиями сказочных героев) и нравственные качества (раздаю, о которых будет говорится в этой сказке. Итак, после выступления 1 подгруппы, 2 подгруппа должна отгадать, какой нравственный урок можно извлечь из данной сказки. А после выступления 2 подгруппы 1 подгруппа должна тоже отгадать, какой же нравственный урок можно извлечь из данной сказки. Для обыгрывания вам в помощь разные виды театра.
- Коллеги! Вы большие молодцы. Мы сегодня с вами очень плодотворно поработали. Я благодарю вас за работу.
- Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б. М. Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
Рефлексия
- По итогу мастер-класса я бы хотела узнать ваше мнение о нашем мастер – классе. У вас на столах лежат стикеры, заполните их, пожалуйста. Перед вами на доске сказочные герои, положите сказочным героям в их корзинки соответственные стикеры.
• Мне понравилось…
• Мне не понравилось… Осталось непонятным…
• В свой педагогический багаж я возьму…
- Я с удовольствием выслушаю ваше мнение и учту все пожелания.