Юлия Болотова
Мастер-класс «Развитие навыков будущего у педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый этап развития цивилизации и технологий, требует от человека определенных навыков. Хочу сказать, что 100,000 лет назад, успех человека в основном определялся от наличия физической силы, выносливостью и здоровьем. В наше современное время нужно очень постараться, чтобы встретиться с опасным диким животным, тогда как раньше это могло произойти каждый день, и эта встреча могла быть последней. И для того чтобы противостоять среде, в которой обитал человек, он должен был обладать определёнными навыками. В настоящее время стало практически нереально умереть от голода, холода и большинства инфекций, все это осталось в прошлом. Теперь же эти параметры отошли далеко на задний план, уступив место интеллектуальным и социальным способностям.
Публикация «Мастер-класс „Развитие навыков будущего у педагогов“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Мир меняется, мы уже не помним, как нам жилось без интернета или смартфона. Жизнь создает огромное количество возможностей, и нам нужно уметь научиться плавать в этом океане возможных вариантов.
Если в советское время успех определялся умением быть послушным и исполнительным, то в настоящее время для достижения успеха необходимо быть инициативным, уметь создавать новое, хорошо владеть коммуникативными навыками, уметь отстаивать свою точку зрения т. е. абсолютно противоположные умения, которые предъявлялись к нам ранее.
При изучении современных трендов и прогнозов экономики, социологии и психологии, исследователи на тему навыков и компетенций 21 века, выделяют некоторую психологическую модель компетенций человека 21 века, которая определяла бы успех в жизни ребенка.
В нее вошли 4 психологических блока и 1 блок универсальных знаний.
Мотивация Характер Мышление Социальные навыки Прикладные навыки
Любознательность Самостоятельность Логическое мышление Сотрудничество STEM знания
Инициативность Уверенность (решительность) Креативность Навыки коммуникации Информационная грамотность
Направленность на развитие (обучение) Саморегуляция Критическое мышление Английский язык Технологическая грамотность
Адаптивность (гибкость) Системное мышление Межкультурная коммуникация Умение учиться
Упорство Решение задач (Problem solving)
Лидерство
И нам с вами, как педагогам, работающими, с детьми, уже с дошкольного возраста необходимо закладывать те навыки и качества, которые пригодятся нашему ребенку в будущем. Чтобы дать возможность стать успешной личностью.
Для того чтобы нам развивать необходимые компетентности в детях, мы с вами сами должны ими обладать. Поэтому моя задача на сегодня попытаться выйти за рамки привычного, взбудоражить нашу мозговую деятельность, и попробовать научить вас приемам нестандартного мышления. Так как в модели компетенций человека 21 века это выделено отдельным блоком и именно этому бы я сегодня хотела уделить внимание.
В течении этих 20 минут мы будем развивать умение видеть новые грани в привычных вещах, находить неожиданные решения, мыслить нестандартно, что является основой новой ценностью, на генерацию которой способен только человек.
Упражнение «Разминка»
И первое с чего бы я хотела начать это «Разминка»
Я предлагаю вам ответить на Вопросы, которые некоторые работодатели задают на собеседовании:
Охраннику приснилось, что ночью магазин взорвется. Он пошел рассказать этот сон шефу, тот ответил «спасибо» и уволил охранника. Почему босс так поступил?
Федор провел три дня в больнице. Он не был болен и не получил травму, но когда его выписали из больницы, сам он идти домой не смог, и его пришлось нести. Почему?
Ответ:
За то, что охранник спал на рабочем месте.
Три дня назад Федор родился в этой больнице.
Упражнение «Нестандартные варианты применения»
Я предлагаю разделиться на две команды. Вы должны за 3 минуты придумать 30 вариантов применения какого-нибудь предмета.
Например: как можно необычно использовать зубочистку? Кстати, некоторые придуманные варианты могут потом пригодиться в быту.
Выбирайте любую цифру от 1 до 3. Вам достается ….
Время пошло.
Теперь вам нужно озвучивать свои варианты, если ваш ответ совпадет с ответом соперника, то вы его вычеркиваете и предлагаете другой вариант ответа.
Польза от этого упражнения в том, что оно помогает преодолевать шаблоны нашего мышления. Кроме того, в случае с маленькими детьми игра учит осознавать принципы надсистемы, то есть того, что окружает предмет и с чем он взаимодействует. Хочу обратить ваше внимание, что первые 10 вариантов вам дались легко, вторые 10 вам пришлось тщательнее начать думать и последние 10 вариантов были самые сложные и зачастую эти варианты становятся необычными. И если
Упражнение «Шпаргалка»
Так как мы с вами находимся в региональной школе. Ключевое слово здесь «школа». Я предлагаю вам устроить соревнование на лучшую шпаргалку. Известно, если сделать хорошую шпаргалку, то можно легко и без труда написать контрольную или сдать экзамен.
Мне нужны трое добровольцев, которые будут учувствовать в нашем соревновании. Тема нашего урока сегодня «,». За три минуты вам необходимо составить не просто шпаргалку, а произведение искусства. В центре шпаргалки постарайтесь изобразить несколько самых главных ключевых понятий. Напишите их разным шрифтом, обведите. В стороны можно проводить стрелки, линии, можно изобразить рисунки символы. Можете творить, выдумывать, пробовать. Для создания шпаргалки есть одно условие: шпаргалка должна быть понятна любому из присутствующих.
Спустя отведённое время мы произведем оценку ваших произведений. В оценке шпаргалок будут участвовать сами участники.
Итак, взяли листы бумаги. Начали.
Упражнение «Подсказка»
А мы продолжаем наш урок. Плохо, когда на уроке подсказывают. С этим можно бороться разными способами. Но можно использовать такое стремление любителей подсказок на благое дело. Попробуем это сделать.
Наше задание будет построено на подсказках. Заранее договоримся об одном условии. К доске выходит любой желающий. Он конечно же не знаком темой. Вам же разрешается подсказать учащемуся содержание урока, называя только одно слово. Тесть каждому из вас разрешатся сделать только одну подсказку, только из одного слова. За выдающуюся подсказку, отмеченную выступающим словом «приз», можно получить право на повторную подсказку. Итак, у нас есть желающий выступить в роли рассказывающего «то, не знаю, что».
Вступающий отворачивается спиной к зрителям, ведущий показывает участникам тему урока.
Упражнение «Маевтика»
Когда люди беседуют между собой или спорят о чем-то, то умный спорщик может так повернуть разговор, придать ему такое новое звучание и ракурс, что обязательно родиться некоторое свежее понимание, появиться новый предмет спора, полезный для обоих собеседников, который может объединить их. Это и называется маевтика. Развивать в себе это умение полезно, ибо часто люди беседуют не творчески – как заезженные пластинки, и это беседы не приносят большой пользы. Я предлагаю поупражняться в искусстве маевтики. Я приглашаю двух участников. Я предлагаю одному участнику вспомнить любую историю из жизни. Хотелось бы чтобы эта история была связана с детским садом. А второй участник будет задавать вопросы и поддерживать беседу с первым таким образом, чтобы монолог первого участника полностью поменял свое направление.
Например, один говорит: «Когда я учился в школе, у меня был друг Вася. Мы часто сбегали с уроков, особенно мы не любили географию». Второй спрашивает: «Что ты запомнил лучше всего из школьной географии?». (Разговор переключается на географию). Допустим первый отвечает, что больше всего ему понравилось изучать горы и равнины. Тогда второй спрашивает: «Где бы ты предпочел отдыхать в лесу или горах?».
Ведущий распределяет роди. Первый собеседник придумывает историю. Итак начали.
Упражнение «Невербальное общение»
Для того чтобы установить хороший контакт друг с другом людям надо научиться понимать партнера без слов. Если такой контакт найден, то обычное речевое общение становиться легким и свободным. Попробуем научиться понимать друг друга без слов.
Садитесь друг на против друга и слушайте инструкцию. Мы предлагаем побеседовать на «тарабарском языке». В разговоре вы можете использовать все, кроме родного (или любого из известных обоим участникам) языка). Это могут быть жесты, мимика, звуки. Ваша задача завязать друг с другом полоненный разговор, а лучше даже спор о чем-нибудь, стараясь при этом понять смысл своего оппонента. Задач зрителей: попытаться узнать, о чем, собственно, идёт речь собеседников. Итак, если задание понятно просим начать вой диалог.
А теперь давайте послушаем версии наблюдателей. О чем была беседа? А теперь каждый из участников диалога поделиться тем, о чем он говорил. Ничего, что все поняли по-разному. На вербальном уровне диалог все давно получился.
Упражнение «Эрудиты»
Современный образованный человек свободно может рассуждать на разные темы. Однако, многие люди имеют массу внутренних барьеров распространяться в том, в чем они не чувствуют себя специалистами, бояться выступать экспромтом. А между тем, вовсе не исключение, что человек теряет от этого много ценных соображений, творческих идей и свежих мыслей. Очень полезно научиться говорить экспромтом на самые различные темы. Мне нужны три желающих. Вы вытягиваете себе любую тему. И после минутного раздумья вы должны выступить с коротким докладом на выбранную тему. ( Темы: «Искусство Древней Греции», «Киты», «Жизнь Л. Н. Толстого»). Ваша задача: быстро сообразить, а также подумать, как сделать так, чтобы ваши пробелы в знаниях, (которые есть у всех людей, не мешали бы вам свободно рассуждать и строить повествование на уже имеющихся сведениях.
Чему учат игры на развитие мышления :
1. Искать нестандартные решения;
2. Анализировать полученную информацию;
3. Концентрировать внимание на условиях задачи;
4. Удерживать в памяти необходимые данные;
5. Фантазировать, мечтать и строить догадки.
Работать над качеством мыслительных процессов никогда не поздно! Играйте вместе с детьми, наслаждаясь общением и совершенствуя свои способности к анализу, сравнению, конкретизации и обобщению.