Людмила Муняева
Мастер-класс «Развитие мелкомоторных навыков как средство успешного развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский.
Цель: Познакомить педагогов с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков. Показать важность заинтересованности родителей по работе над данной проблемой.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Развитие мелкомоторных навыков как средство успешного развития ребенка“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2019
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики, которые можно включать в работу с родителями.
План проведения:
1. Теоретическая часть. Представление опыта работы по теме: «Участие родителей в формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как фактор успешного развития ребенка»
2. Практическая часть. Мастер – класс по теме.
3. Рефлексия. Выводы.
1. Теоретическая часть.
Здравствуйте. Сегодня мы собрались с Вами, чтобы обсудить актуальную проблему «Как сделать родителей не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса в ДОУ», Мы начинаем ток-шоу «Родители – союзники или сторонние наблюдатели». Участниками являются родители младшей группы «Фантазёры», которые будут общаться с нами в онлайн – режиме и Вы – уважаемые гости в студии. Для того чтобы оценить нашу работу – необходимо выбрать экспертов, которые в конце дадут оценку мероприятия.
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т. д., и т. п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует. Но что же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Термин «взаимодействие», предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение, решение проблемных вопросов в воспитании детей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то сотрудничество является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.
Сегодня мы хотим поделиться с Вами нашим опытом работы по взаимодействию с родителями в таком вопросе как «Формирование мелко – моторных навыков у детей дошкольного возраста». Почему мы считаем эту тему актуальной?
На это вопрос постараются ответить наши родители. (Видео 1, 2, 3)
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. И вот эту значимость необходимо нам – педагогам донести до родителей.
Работу в этом направлении мы начали в прошлом году, когда к нам пришли малыши в возрасте 2 лет. В группе был разработан долгосрочный проект «Волшебные пальчики». На родительском собрании ознакомили родителей с данным проектом, постарались убедить их в правильности нашего выбора. Мнения родителей разделились «за» и «против» - так как многие считали, что такую работу еще рано проводить с их малышами. И тогда было решено, как можно чаще привлекать наших родителей к данной работе.
Проводили различные мероприятия: (презентация)
• учили с родителями пальчиковые игры, массаж пальчиков, предлагали им небольшие стихи, потешки, которые предлагали им обыгрывать с детьми дома.
• Привлекли родителей к изготовлению различных пособий:
• спичечная мозаика;
• дидактические игры;
• мастер – класс по изготовлению развивающих ковриков.
• индивидуальные консультации, рекомендации. Старались проводить их в нетрадиционной форме: совместная работа с детьми, обсуждение разных методов и подходов в формировании у детей мелко – моторных навыков.
На итоговом родительском собрании родители делились своими впечатлениями, показывали фото и видео отчеты по проделанной работе. И решением данного собрания было – продолжать работу по данной теме.
В этом году мы провели анкетирование с родителями, наметили план дальнейшей работы, как с детьми, так и с родителями, пополняем с родителями наш «Уголок развития». В плане работы с родителями у нас есть мастер – класс, который мы и хотим представить Вашему вниманию. Каждая из вас мама, бабушка, вот поэтому я предлагаю Вам вспомнить об этой главной роли каждой женщины.
2. Практическая часть. (Презентация, видео)
Дорогие наши Мамы, начинаем наш мастер – класс.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми видами игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Для этого нам необходимо разделиться на несколько подгрупп (участники делятся на подгруппы, проходят за столы)
Первый стол:
Развивающий коврик «Новогодняя елочка» : участники изготавливают из фетра игрушки на елку.
Второй стол:
Математический планшет «Геометрик» : участники рисуют резиночками картину «Сказочный лес».
Третий стол:
«Пескотерапия» - найдите буквы и составьте из них слово, которое характеризует каждого ребенка (любознательность).
Четвертый стол:
«Пальчиковый театр» - Давайте представим, что ваш ребенок не делится игрушками с другими детьми…. Попробуйте разыграть с ним сценку используя пальчиковый театр.
Прежде чем начать нашу работу, я хочу попросить взять лист плотной бумаги со стола и обеими руками, как будто лепим снежок, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.
Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок).
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
(Берём в левую руку и мнём только левой рукой).
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём.
(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)
На бумажку посмотри,
На что похоже говори!
(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнём,
И опять играть начнём!
Вопросы воспитателям:
- Для чего мы делали это упражнение?
- Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Развитие мелко – моторных навыков как средство успешного развития ребенка».
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о разных способах развития мелкой моторики у детей.
И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.
Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога:
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т. е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребё нка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается различными упражнениями и играми, направленными на развитие мелко – моторных навыков?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Как я уже говорила ранее, сегодня мы будем говорить о разных видах деятельности, направленных на развитие мелкой моторики рук у малышей.
1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. (Фото работы детей)
- Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона.
Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.
Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.
2. «Прищепки» — развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета. Самомассаж с прищепками: прищепкой, на ударные слоги стиха, поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. У вас на столе лежат прищепки, каждый возьмите по прищепке и начинаем. После 1-го двустишия – смена рук (упражнение выполняют участники, которые не работают за столами)
Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»
3. Математический планшет «Геометрик» прост в использовании и очень функционален. С помощью доски с кнопочками и резиночек, ваш ребенок сможет самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Уникальная методика "рисования резиночками" даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость. Игра способствует развитию логики и мелкой моторики. На начальном этапе дети просто учатся надевать резиночки, рисуют по образцу простые предметы. Ну а в дальнейшем рисуют замечательные картины. Одну из таких картин сегодня выполнили наши участники (показ)
4. «Рисование на манке» — развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность; Эту работу нам продемонстрируют наши родители.
5. «Работа с песком» - развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность;
Участники нашей встречи выполняли следующее задание: они находили буквы в песке и составляли из них слово, которое характеризует каждого ребенка.
- Какое слово у вас получилось? (любознательность)
- Почему я сказала, что это слово характеризует каждого ребенка?
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. А ведь если направить это качество в нужное русло, оно даст свои результаты, которыми будут довольны и сами дети, и, конечно же, Вы, уважаемые родители.
Вопрос: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).
Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.
6. Пальчиковый театр: развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности. Используя пальчиковый театр можно не только доставить ребенку радость, но и решить ряд воспитательных задач. Наши участники сейчас разыграют перед нами небольшую сценку, а мы попробуем угадать, какой воспитательный характер она носит.
7. «Развивающие коврики» В прошлом году у нас был проведен мастер – класс по изготовлению развивающих ковриков. Давайте посмотрим, как наши дети играют с этими ковриками. (Фото)
- Участники нашего ток – шоу сегодня изготовили еще один развивающий коврик «Новогодняя елочка». Давайте посмотрим, что у них получилось.
- А сейчас я попрошу остальных участников поделиться своим опытом – какие Вы используете игры и упражнения дома для развития у вашего ребенка моторики пальчиков (Обмен мнениями).
На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».
3часть. Рефлексия.
- А сейчас мы послушаем мнения наших экспертов (анализ мероприятия)
- Мы собрались с Вами в преддверии самого замечательного праздника – Новый Год. И у нас к вам предложение: давайте украсим нашу новогоднюю ёлочку волшебной гирляндой, которую сейчас соберем. Если вам сегодня было интересно – вы добавите в нашу гирлянду колечко красного цвета, если Вам было не очень интересно – добавьте колечко желтого цвета, ну а если Вы считаете, что ваше время потрачено зря – добавьте колечко синего цвета.
- С вашего позволения, я начну нашу гирлянду:
Мне приятно, что так много гостей пришло сегодня к нам;
Я рада, что вы были активными участниками, делились своим опытом. (2 колечка красного цвета)