Рузанова Татьяна
Мастер-класс «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к культуре и традициям»
▼ Скачать + Заказать документы
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками
Публикация «Мастер-класс „Русские народные игры как средство приобщения ребенка к культуре и традициям“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, наполняя их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям, ребёнок познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век.
Педагоги нашего детского сада широко используют народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений.
Играя с детьми в русские народные игры педагоги доу добились следующих результатов:
- у детей возрос интерес к русскому народному творчеству;
- углубились и уточнились представления детей о Родине – России,
- возросло чувство гордости за ее достижения.
- Полученные знания дети начали отражать в различных видах художественно - творческой деятельности.
- Дети стали интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами.
-Сформировалось умение самостоятельно играть, используя считалки, скороговорки.
. Народные игры в детском саду - это особый прием включения детей в творческую работу, стимулирующую их активность. Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре.
Поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих игр до зрелости.
Пока дитя еще мало, все игры обращены индивидуально к нему, его забавляют, развлекают несложными играми со звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми прибаутками. Тут и «Ладушки» и «Сорока- ворона».
Но вот ребенок научился ходить, бегать и характер игр резко изменяется – появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство ответственности перед всем коллективом. И вместе с тем в этих играх не гасится самостоятельность детей.
Неотъемлемой чертой народных игр является – сочетание песни, слова, и движения, которые органически связаны друг с другом.
Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует игровой зачин. Речь идет о всем с детства знакомой «считалке». Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказки. Стоит понаблюдать начало детской игры, как бросается в глаза какая-то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после которой они начинают настоящую игру. Это дети «считались». Общеизвестны такие считалки:
Кады-бады
Налей воды
Корове пить,
Тебе водить.
Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
«Считалки» занимают большое место в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин.
Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих. Чем их меньше, тем короче считалка.
Заклички – ещё один орнаментальный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге, которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму.
Сейчас я познакомлю вас с русскими народными играми, которые я применяю в своей работе. Иногда слышишь разговоры взрослых о том, что дети не хотят играть или игра бывает непродолжительной, у детей пропадает интерес. Я попробую доказать, что это не так. Если ребенок заинтересован, то играть можно продолжительное время.
Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.
Русские народные игры можно разделить на :
Интеллектуальные Эти игры воспитатель применяет как часть занятия, разминку, заполняет ими промежуток между занятиями, в конце прогулки, перед приемом пищи. Очень любят эти игры и взрослые, поэтому эти игры очень кстати на праздниках, досугах, викторинах, развлечениях, родительских собраниях.
Игра «Башмачки»
А вот игра «Башмачки» развивает у детей аккуратность, быстро и правильно обуваться, (часто малыши неправильно надевают обувь). Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Затем все вместе проговаривают текст;
Вот сидит малыш
До чего же хорош
До чего же хорош -
Ну, а ножки то босы!
Раз, два, три,
К башмакам беги!
Игра считалась законченной, когда все дети находили и аккуратно надевали свою обувь.
Дети, давайте с вами затеем вот какую игру:
Игра «Купили бабка с дедкой…»
Купили бабка с дедкой себе курочку.
Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.
Купили бабка с дедкой себе уточку.
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.
Купили бабка с дедкой индюшеночка.
Индюшенок шалды-балды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.
Купили бабка с дедкой поросеночка.
Поросенок хрюки-хрюки.
Индюшенок шалды-балды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.
Купили бабка с дедкой коровеночка.
Коровенок муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки.
Индюшенок шалды-балды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.
Купили бабка с дедкой лошаденочка.
Лошаденок иго-го-ки,
Коровенок муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки.
Индюшенок шалды-балды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.
--игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры этого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры : «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо»,» Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты.
--С историческим наследием русского народа знакомят игры, где дети знакомятся с бытом, укладом русского народа., с народными праздниками, применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. К ним относятся такие народные игры : «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты. Такие игры проводятся на праздниках, развлечениях, посиделках, досугах, концертах.
Игры к праздникам
«Верба – вербочка» (Игра на вербное воскресенье)
Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка – Машенька,
Соловейка – Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?»
«Ваня, – скажет, – милый мой.»
«Солнышко – ведерышко» (игры в пасху)
Гори солнце ярче, летом будет жарче.
А зима теплее, а весна милее!
На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих – они просыпаются.
«Пчелки и ласточки» (Игры на благовещение)
Играющие дети – цветочки – сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум, зум, зум, зум!
Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.
Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.
-игры с пением. Цель: развитие умения выразительно и ритмично двигаться; знакомство с русскими народными плясками, хороводами; развитие игрового творчества.
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.
Игра «Уголки»
Игра «Золотые ворота»
Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается.
Второй раз – запрещается,
Ну, а в третий раз
Не пропустим вас! – (Опускают руки.)
Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне». Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.
Подвижные игры --С большим интересом современные дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, где нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию
Цель: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх; продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; приучать к самостоятельному выполнению правил. Такие игры проводятся на прогулках, на праздниках, развлечениях, досугах, занятиях физкультурой. к таким играм относятся: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.
Игра в «Звонари».
А играли на Руси в неё так.
Выбирались двое ребят: один с колокольчиком-»звонарь», другой-»жмурка».
Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга.
«Жмурке» завязывали глаза.
«Звонарь», приговаривая: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!»-увёртывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.
Часто дети не могут решить кто будет водящим. Тогда воспитатель предлагает выучить считалки, которые и определят водящего. Например,
Катится горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
Я куплю себе дуду и по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.
На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король,
Королевич, сапожник. Портной. Кто ты будешь такой?
Выбирай поскорей, не задерживай добрых и честных людей.
Игра «Царь – государь»
Дети становятся в круг. «Царь – государь» стоит за кругом. Дети идут по кругу, приговаривая:
Ой, ты, царь – государь,
Варена картошка!
Не догонишь, не поймаешь,
Мы тебе не кошка!
На последних словах «царь – государь» дотрагивается до двух участников, стоящих рядом. Они разбегаются в разные стороны. Один из них должен занять место в кругу. Он становится ведущим. Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры. Игра повторяется, пока не останется три игрока.
.Игры-состязания --Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр в которых отражается стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям.
Такие игры проводим (в основном, на улице) на занятиях по физкультуре, спортивных праздниках и досугах, развлечениях. В этих играх как нельзя лучше проявляется русская удаль, характер нашего народа, воля и стремление к победе.
Цель: развитие интереса к народным играм; развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. «Городки», «Лапта», «Перетягивание каната», «Пекарь», «Крокет» и др.
Много русских народных игр с мячами, палками, камушками.
Я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Русские народные игры»
Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Мой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово.
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что …. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень … (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы…. (узнали).
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них….(играть).
Спасибо за внимание!