Лучший педагог года

Мастер-класс «Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности»

Лапшина Евгения
Мастер-класс «Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности»

МАСТЕР-КЛАСС

«Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования»

Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей.

Задачи:

Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Публикация «Мастер-класс „Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах

Познакомить с опытом работы по внедрению экспериментирования в образовательную деятельность ДОУ.

Показать технологии активизации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, презентация, емкости для воды, вода, апельсиновые корки, дощечки, скорлупа грецкого ореха, пенопласт, железная пластина, подносы, бумажные цветы.

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на мастер – классе.

План работы мастер-класса

Теоретическая часть «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»

Практическая часть:

участие воспитателей в проведении опытов.

3. Рефлексия

4. Оценка работы мастер- класса.

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать –

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

Каждому из нас хотелось бы видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими решать возникающие проблемы, творческими личностями. Дошкольники сами по себе уже являются исследователями. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Почему? Сколько? Как?»

Китайская пословица гласит

“Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму”.

Не секрет, что ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Перед нами воспитателями стоит вопрос: «Как привлечь детей к познавательно-исследовательской деятельности

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно- исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Как известно, акцент в дошкольном образования перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку совместно с педагогом или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Вопрос к слушателям: Как вы думаете какие типы исследований можно использовать в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста? (Опыты и эксперименты, классификация).

Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Сейчас я вам раздам карточки, обсудите в группах и выделите этапы в организации и проведении экспериментов с дошкольниками.

Этапы организации эксперимента

Проблема

Постановка задачи

Варианты решения

План эксперимента

Выбор оборудования

Правила безопасности

Эксперимент

Вывод

Связь с жизнью

Обобщения

Мы все жители сельской местности. Лошадь вы все видели. Ответьте не задумываясь сколько у лошади коленей?

Ответы педагогов:

Почему вы так думаете? Обоснуйте свой ответ.

Сколько у лошади коленей? У лошади 2 колена и 2 локтя.

Н ачнем с того, что и у слона, и у лошади не четыре, а два коленных сустава. Дело в том, что скелеты всех млекопитающих очень схожи между собой по строению, поэтому передние конечности лошадей и слонов (равно как китов, носорогов, тюленей, львов и, конечно, человека) на самом деле не «ноги», а «руки», только выполняют они иные, «нечеловеческие», функции. То, что нам кажется пятками передних ног слонов и лошадей — это пальцы «рук» (A, коленями — запястья (B, а бедрами — кости предплечий (C). Никаких коленей здесь нет.

Это наше традиционное мышление. Мы зациклены на своем опыте. Пятилетний ребенок дает до 70 % творческих ответов. Семилетний ребенок до 20 %, взрослые 2 % - поэтому очень важно давать ребенку высказывать свое мнение, узнавать то как он видит окружающий мир.

У вас на столе лежит цветок. Давайте проведем опыт и узнаем кто же находится внутри цветка?

ОПЫТ №1

Ведущий: Сейчас я на ваших глазах опущу цветок в воду. Что происходит с цветком?

Ответы педагогов. Он стал распускаться.

Ведущий: Кого мы с вами увидели внутри цветка?

Ответы педагогов: Дюймовочку.

Ведущий: Правильно, в цветке спала девочка, она была совсем крошкой. Звали ее Дюймовочка. В этом мире ей было все интересно и неизведанно. И у нее есть к вам вопрос.

Дюймовочка: Мне интересно узнать, почему цветы распустились в воде?

Ответы педагогов: Потому что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Вывод: Да все правильно бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Проснувшись утром Дюймовочка увидела, что находиться на середине огромного озера. Ей стало очень страшно. Как же ей добраться до берега?

ОПЫТ № 2

Ведущий: Посмотрите, что вы видите на ваших столе?

Ответы педагогов: на столе лежат дощечки, пенопласт, железная пластинка,, цветы из бумаги.

Ведущий: Сможет ли с помощью этих предметов Дюймовочка доплыть до берега? Проверим?

Ведущий: Есть такое мнение,если эксперимент не удался один раз, виноват эксперимент, два раза – экспериментатор, три – теория.

Педагоги проводят опыт.

Дюймовочка: На каких предметах я доплыла до берега?

Ведущий: Молодцы! Как много способов вы нашли.

А теперь уважаемые коллеги попробуйте определить какие цели и задачи были поставлены мной при проведении этого опыта

Цель: Поддерживать интерес к исследовательской деятельности через проведение эксперимента.

Задачи:

Образовательная

Учить детей формулировать выводы и фиксировать результаты эксперимента.

Развивающая

Развивать познавательные процессы детей в ходе проведения поисково - исследовательской деятельности посредством эксперимента.

Воспитывающая

Воспитывать умение работать в коллективе.

Заключительная часть

В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. ФотоотчетРазвитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. Фотоотчет На занятиях мы знакомились с количеством и счётом. В активный словарь ввели термины «сколько», «который по счёту», «больше», «меньше»,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 18 сентября 2024 в 23:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Лапшина Евгения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД