Лисицкая Марина
Конспект мастер-класса «Работа с материалами практической жизни по системе М. Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование практических навыков организации образовательной деятельности воспитателей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
1. Сформировать представление о возможностях использования практических навыков при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
2. Вызвать у участников мастер – класса интерес к использованию практических навыков о системе М. Монтессори.
3. Развивать творческую активность педагогов.
Публикация «Конспект мастер-класса „Работа с материалами практической жизни по системе М, Монтессори“» размещена в разделах
В первые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое тело в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними.
В повседневной жизни мы используем мышцы пальцев и рук постоянно, когда:
• - завязываем шнурки
• - застегиваем пуговицы, застежки, молнию
• - рисуем и раскрашиваем
• - пишем
• - разрезаем ножницами
• - открываем замки
• - переворачиваем страницы
• - пользуемся отверткой
• - стираем и гладим белье.
С этой целью были разработаны упражнения в практической жизни.
Монтессори подбирала упражнения в практической жизни, часть которых произошли из повседневных домашних дел. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены такие упражнения как: переливание воды, пересыпание руками и ложкой, подметание пола, мытье посуды, завязывание бантов и так далее.
В ходе выполнения упражнений в практической жизни, за деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет уверенность в себе. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для старшего ребенка будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.
Зона упражнений в практической жизни
это все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.
В этой группе находятся материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе.
К ним относятся рамки с различными видами застежек: пуговицами, молнией, с бантами, кнопками, липучкой.
• Материал для мытья рук, материалы позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.
• Материалы, позволяющие ребенку научиться заботиться об окружающем мире - мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла, уход за срезанными и живыми цветами.
• Все предметы в среде, не игрушечными, а настоящие.
• В Монтессори группе дети живут не понарошку, а всерьез.
• Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.
При играх малыша с мелкими предметами – крупой, бусинами, мозаикой - обязательно должен присутствовать взрослый. Родители обычно хорошо знают своих детей, и способны оценить, потянет ли малыш в рот всякую всячину.
Однако если размер предметов вас все-таки беспокоит, то подождите с мелочевкой до трех лет. Пусть ребенок трогает шишки, камушки, крупную чистую гальку, ракушки и палочки. Отличными объектами для «манипулятора» являются матрешка, деревянные пирамидки, кубики.
Практическая часть
Сегодня я хотела бы познакомить вас с материалами практической жизни, которые стоят у нас в развивающей среде и дети работают с ним самостоятельно.
«Разноцветные камни»
Упражнения с этим набором позволяют совершенствовать мелкую моторику ребенка, улучшают его зрительную память. Ребенок работает по самостоятельно выбранным правилам или по заданной схеме.
Материал :
На подносе 3 вида камней в керамических блюдцах, разных по цвету, размеру, форме. Салфетки прошиты для выкладывания, схемы для составления узора из камней.
Воспитатель приносит поднос с камнями на стол. При этом он показывает ребенку, как можно нести поднос, ставит его на место для работы. Воспитатель берет первый вид камней, разворачивает салфетку с разметкой для выкладывания камней и, начиная с самых больших камней, воспитатель выстраивает ряд сверху вниз или с лева на право, следующий ряд камни меньшие по размеру, также выстраиваются сверху вниз или с лева на право и маленькие камни. При этом воспитатель сравнивает камни, сопоставляя их, друг с другом. Одним пальцем он проводит по ряду камней, подчеркивая их расположение. Внимание обращено на целенаправленность действий. Ребенок повторяет упражнение. Подобным образом осуществляется работа со всеми камнями.
Дальнейшие упражнения:
- упорядочить по цвету;
- выложить камни по схеме для узора;
- выложить из камней какой-либо узор;
- выложить камни в два ряда и сравнить на количество;
- выложить геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг)
«Тонет… не тонет».
Материал
На подносе стоит миска с водой. Чашка в которой сложены различные мелкие предметы: камешки, бусинки, ватные диски, шишки, мячики, перышки. Три блюдца. На каждом блюдце приклеена метка, обозначающая свойство предмета плавать в воде, тонуть или тонуть после намокания. Салфетка.
Работа с материалом
Ребенок ставит поднос с материалом на стол перед собой. Опускает в миску с водой один за другим все предметы, вынимая их из чашки. Он наблюдает - тонет предмет или не тонет. Затем вынимает предмет из воды и кладет в соответствующее блюдце. Так продолжается пока все предметы не будут испробованы и размещены по блюдцам. После этого ребенок вытирает руки, перекладывает предметы в чашку и ставит весь материал на место.
«Смешивание акварели».
Материал
Несколько пробирок в стойке. Четыре баночки с основными цветами: красным, желтым, синим, белым. Пипетки. Все это на подносе. Губка, салфетки.
Работа с материалом
Ребенок ставит поднос с материалом перед собой на стол. Он берет пипетку, набирает одну из данных красок и капает несколько капель в первую пробирку. Затем таким же образом он добавляет туда несколько капель другой краски. Встряхивает пробирку и видит, что она изменила цвет.
«Волшебное сито».
Материал
Поднос, 1 пиала с манкой и мелкими предметами (бусинами, шариками, 1 пиала с пшеном и манкой, 2 пустые пиалы, сито, пластмассовая ложка, щетка сметка.
Работа с материалом
Сказать - Бусинки потерялись, мы будем их искать.
Посмотри, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насыпать ложкой манку в сито и аккуратно просеивать. Оставшиеся в сите бусинки надо аккуратно пересыпать в пиалу.
Сказать: В пиале перемешаны пшено и манка.
«Как выбрать отсюда все пшено? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!»
Берем сито левой рукой, а правой насыпаем ложкой перемешанную манку и пшено. Оставшееся в сите пшено аккуратно пересыпаем в пиалу.
Проверить поднос.
Рассыпавшиеся зернышки поднять тремя пальцами и собрать в тарелку.
Рассыпавшуюся манку собрать щеткой сметкой.
«Свою независимость – телесную и духовную – ребенок ищет в труде. Его не волнует, что знают другие: он хочет до всего дойти сам, хочет самостоятельно освоить и познать мир. Мы должны ясно понять, что, предоставляя ребенку свободу и независимость, мы даем свободу трудоголику, который живет только своей работой, только своей активностью. Деятельность – это форма существования жизни. И если мы попытаемся остановить ее в человеке, то станем причиной дегенерации личности».
(Мария Монтессори)
А, сейчас я вам предлагаю оценить мой мастер класс. Если вам понравилось и вы будете использовать эти материалы в своей работе, то пусть это солнышко засияет своими лучами. Если же вам совсем не понравилось, то тучка и капли дождя.