Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов «Путешествие в мир шахмат»

ирина копылова
Мастер-класс для педагогов «Путешествие в мир шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс «Путешествие в мир шахмат».

Цель: познакомиться с игрой шахматы и названиями шахматных фигур; развивать умение правильно передвигать фигуры на шахматной доске.

Задачи:

1) Познакомить участников мастер-класса с основными фигурами, и их ходами;

2) Дать методические рекомендации о правилах игры в шахматы;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Путешествие в мир шахмат“» размещена в разделах

3) Формировать у педагогов и обучающихся интерес и умение играть в шахматы.

Оборудование: шахматные доски и шахматные фигуры; магнитная шахматная доска и фигуры; маски шахматных фигур; веер из шахматных фигур, набор демонстрационных шахматных фигур, карточки- раздаточный материал с заданиями.

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу рассказать вам про очень интересную игру– шахматы.

Вы конечно уже слышали о шахматах, кто-то уже умеет играть?

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

Сегодня я вас немножко познакомлю, как я использую методы и приемы по обучению дошкольников шахматной игре.

Шахматы это древнейшая игра и на сегодняшний день это популярный вид спорта и отличный тренажер для мозга. Вот мы сегодня свой мозг немного и потренируем.

Самые первые занятия по обучению игре в шахматы, мы с детьми знакомимся с историей возникновения игры шахматы.

Послушайте пожалуйста интересную историю про игру в шахматы, внимательно.

Когда – то давным-давно, жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный. Вскоре старый король умер.

После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.

Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев помирить». Мудрец достал из мешка необычную доску в черно – белую клеточку. Братьев очень заинтересовало, что же мудрец принес? А Мудрец достал еще необычные фигуры и стал их расставлять на этой шахматной доске. (Показ на магнитной шахматной доске)

В первом ряду по углам разместил ладьи (крепостные башни), после он расставил коней, после коней располагались слоны, каждой фигурки по две, после слонов в самом центре поставил короля и его главного помощника ферзя. На втором ряду Мудрец расположил пешки.

Мудрец сказал Белому Королевичу, вот твое войско, а другой брат спросил, а где же мое войско? И тогда Мудрец достал точно такие же фигуры но черного цвета. .(Показ на магнитной шахматной доске)

На 8 ряду по углам разместил ладьи (крепостные башни), после он расставил коней, после коней располагались слоны, каждой фигурки по две, после слонов в самом центре поставил короля и его главного помощника ферзя. На седьмом ряду Мудрец расположил пешки. (ставлю фигуры)

Вот и твоя армия, Черный Королевич, сказал Мудрец, указывая на черные фигуры. Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.

Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.

И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор Королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».

А сейчас коллеги вы конечно немного запомнили названия шахматный фигур. Я разверну доску и проверю как вы внимательно слушали сказку.

Предлагаю вам расставить фигуры на шахматной доске. Если кто не запомнил, я приготовила для вас вот такие подсказки «Веер из шахматных фигур». На каждой фигуре написаны буквы латинского алфавита и цифры, это их местоположение на доске. Например на пешке написано А2,значит эта пешка у нас располагается на А2 (показать на доске). Смотрим дальше конь В1, G1 белый.

И самое важное, доску перед игрой нужно правильно расположить. В правом нижнем углу должна быть белая клетка.

С детьми мы выучили: стихотворение Ирины Шнайдер «Шахматная доска и расстановка фигур»

Прежде чем игру начать,

Много правил надо знать!

Знай, что справа от тебя

Клетка белой быть должна.

Приготовь всё для игры:

По краям поставь ладьи

Рядом конница шагает,

Слон коней тех охраняет.

Вот осталось поля два

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры,

Прикрывают все фигуры.

Заняли свои места,

Начинается игра!

Самые маленькие фигуры это пешки их много, они располагаются все на втором ряду. Еще очень важно, обратите внимание, ферзь любит свой цвет. Если ферзь белый, то стоит на поле белого цвета, если черный ферзь на поле черного цвета. Молодцы!

Теперь сыграем с вами в игру «Что изменилось», чтобы закрепить названия фигур. (Набор демонстрационных шахматных фигур).

Вы закрывайте глаза, я меняю местами фигуры, и вы отвечаете что изменилось. Вот эта игра помогает запомнить названия фигур. Запомнили? Давайте еще раз их повторим.

Следующий этап по обучению детей в шахматы, знакомство с каждой фигурой по отдельности. С вами мы знакомимся с фигурой которая называется пешка.

Пешка самая слабая фигура в игре, но их самое большое количество: белых 8 и черных 8. Сейчас я покажу, как ходит пешка, и как она бьет фигуру противника.

Самое главное правило пешки, которое мы повторяем с детьми на каждом занятии «Только вперед, ни шагу назад».

Итак, ходит пешка только вперед (по вертикали, и почти всегда на одно поле. Но в стартовой позиции пешке предоставляется право выбора: пойти такой пешкой можно вперед также на два поля! То есть, в стартовой позиции, вы имеете право любую пешку, которая еще не ходила, передвинуть на одно или два поля по вашему выбору. Если пешка дошла до последнего ряда, она может превратиться в ферзя, ладью, слона или коня.

Как же пешка бьет фигуру противника? Если обратить внимание, поля на шахматной доске расположены по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Пешка бьет фигуру противника по диагонали. Например: вот моя белая пешка бьет черную пешку по диагонали и встает на ее место, и фигуру вы забираете себе. Понятно немножко? Пешка ходит вперед,ни шагу назад, только на одну клеточку, кроме первого хода и бьет по диагонали.

Чтобы мы с вами закрепили эту фигуру, поработаем с карточками. (раздаточный материал).

Вот такие карточки мы используем с детьми на занятиях.

Другие шахматные фигуры мы также разбираем. Бывает, что на знакомство с одной шахматной фигурой уходит по несколько занятий.

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и показать пример «шахматной сказки» по мотивам «Репки». (Шапочки-маски король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка)

Посадил Король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал Король репку тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может.

Позвал Король Ферзя. (Ферзь иди репку тянуть) Ферзь за Короля. Король за репку. Тянут-потянут, а вытянут не могут.

Позвал Ферзь Ладью. (Ладья иди репку тянуть) Ладья за Ферзя. Ферзь за Короля. Король за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Позвала Ладья Слона. (Слон иди репку тянуть) Слон за Ладью. Ладья за Ферзя. Ферзь за Короля. Король за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Позвал Слон Коня. (Конь иди репку тянуть) Конь за Слона. Слон за Ладью. Ладья за Ферзя. Ферзь за Короля. Король за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Позвал Конь Пешку. (Пешка иди репку тянуть) Пешка за Коня. Конь за Слона. Слон за Ладью. Ладья за Ферзя. Ферзь за Короля. Король за репку. Тянут-потянут, и вытянули репку. И решили они это дело отпраздновать и устроили танцы.

Король пригласил на танец Ферзя. Потанцевали они, притомились. Король встал на Д4,Ферзь на Ф3.

Ладья пригласила Коня. Потанцевали они, притомились. Конь встал В7, Ладья на Н5.

Слон пригласил Пешку. Потанцевали и тоже, притомились. Слон встал на С6, Пешка на Е2.

Спасибо вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса и вручить вам золотые медали.

В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.

Уважаемые коллеги, прошу вас оценить мастер – класс «Путешествие в мир шахмат». Если вам понравилось, то поставьте на поле белое фигуру, а если нет – то черную.

Публикации по теме:

Сценарий спортивно-интеллектуальной игры «Путешествие в мир шахмат» в подготовительной группе Спортивно-интеллектуальная игра «Путешествие в мир шахмат» подготовительная группа Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре.

Проект «Сказочный мир шахмат»Проект «Сказочный мир шахмат» Актуальность проекта Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся.

Фотоотчет «В стране шахмат»Фотоотчет «В стране шахмат» «В стране шахмат» Фотоотчет. Шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка.

Фотоотчет о проведении международного дня шахматФотоотчет о проведении международного дня шахмат Фотоотчет о проведении международного дня шахмат Уже много лет, начиная с 1966 года, во всем мире 20 июля отмечают Международный день.

Фотоотчет о проведении тематического дня «В Королевстве шахмат»Фотоотчет о проведении тематического дня «В Королевстве шахмат» 20 июля - Международный день шахмат. Шахматы – удивительная логическая игра, популярность которой не угасает уже несколько тысячелетий.

Фотоотчет «Путешествие в мир шахмат»Фотоотчет «Путешествие в мир шахмат» Что такое шахматы - спорт, игра, наука, искусство? Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в себе элементы спортивного.

Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии»Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии» Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии» Цель: Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку.

Мастер-класс для педагогов «Путешествие в песочную страну на остров детства»Мастер-класс для педагогов «Путешествие в песочную страну на остров детства» Участники: воспитатели. Форма проведения: путешествие. Продолжительность мастер-класса: 25 минут. Продукт мастер-класса: сказочная композиция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Путешествие в мир шахмат»
Опубликовано: 23 июня 2024 в 11:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Путешествие в мир шахмат»» (включая файлы) размещена пользователем ирина копылова (УИ 727219) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД