Светлана Лавишева
Мастер-класс «Проблемно-игровая технология как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»
Цель проведения мастер-класса : расширять знания педагогов по использованию игрового материала по формированию элементарных математических представлений в процессе совместной деятельности с детьми.
Задачи.
Образовательные:
-формировать у детей навыков прямого и обратного счета в пределах первого десятка;
-закреплять состав чисел в пределах первого десятка.
Развивающие :
-развивать у детей познавательный интерес, образное мышление, умение выделять основную проблему в задании, делать выводы;
Воспитательные:
Публикация «Мастер-класс „Проблемно-игровая технология как средство развития познавательной активности у старших дошкольников“» размещена в разделах
- воспитывать умение работать в команде, чувство сопереживания и взаимопомощи.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
-Занятия по математике в дошкольном учреждении отличаются от занятий в школе. И главное их отличие в том, что дети приобретают первые математические навыки в игре, в проблемной ситуации.
2. Основной этап. Сообщение педагога, раскрытие темы.
-В своей профессиональной деятельности определила для себя ряд педагогических технологий.
-Для успешного математического и логического развития дошкольников мною была отобрана проблемно-игровая технология.
-Схематически проблемно-игровую технологию, направленную на развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности, можно представить следующим образом:
1. Логико-математические, развивающие игры.
2. Логико-математические сюжетные игры (занятия) .
3. Проблемные ситуации, вопросы.
4. Математическое экспериментирование и исследовательская деятельность.
5. Творческие математические, логические задачи, вопросы и ситуации.
-Проблемные ситуации, которые используются мною при реализации технологии следующие :
Проблемные вопросы
Занимательные вопросы
Занимательные задачи
Задачи- шутки
-Для эффективного решения задач по использованию проблемно-игровой технологии очень важно создать условия для проведения игры, а также иметь необходимые пособия для проведения той или иной игры. Это и геометрические фигуры разного размера и цвета, цифры, математические знаки, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, танграм, математические пазлы, числовые домики, математические планшеты и т. д.
-Много пособий сделаны своими руками. Например, разнообразные игры можно провести, используя математические домики («Волшебные домики»). «Волшебными домиками» начинаю пользоваться уже с младшей группы при изучении геометрических фигур: треугольника, прямоугольника, квадрата: например, в игре «Построй домик» путём наложения дети узнают, что прямоугольник состоит из двух одинаковых квадратов. В средней группе можно провести игры «Рассели гномиков в домики по цвету», «Рассели гномиков в домики по размеру, толщине». В старшей группе использую «Волшебные домики» при изучении состава числа. Использую материал, в котором числа обозначены точками. Предлагаю построить улицу, начиная с домика, в котором живёт одна точка. Создаю проблемную ситуацию : пронумеровать домики правильно. Затем задание усложняю с использованием цифр: «Построй улицу, начиная с меньшего числа». Эта игра способствует закреплению прямого и обратного счёта. При изучении состава чисел играем в такие игры «Помоги найти квартиру числу», «Засели соседей», «Какое число задумано», «Молчанка». (Показ нескольких пособий).
Чтобы заинтересовать детей, увлечь их, многие игры составляю в интерактивной форме (используя компьютерную программу создания презентации POWER POINT или видеофрагменты из развивающих мультфильмов).
Также я составила буклет, где представила собственные стихи на тему: «Состав чисел». Использую эти стихи для закрепления знаний и предлагаю не только своим коллегам для работы, но и родителям.
3. Практическая часть мастер-класса.
-Сейчас я хочу предложить вам побыть немного детьми и поиграть вместе со мной. Предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра-разминка «Ладошки» (Слушают и повторяют движения в кругу).
Поднимите все ладошки и потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять (хлопают в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять.
Продолжайте потирать! (потирают руки).
Мой сосед такой хороший! Я пожму ему ладоши
(пожимают ладоши с одной стороны).
И другой сосед хороший и ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора (поднимают руки вверх).
Крикнем громкое: «Ура!» (машут руками).
- Предлагает отправиться в страну Математики на поезде (слайд презентации 8).
- Пассажиры, возьмите свои билеты и займите места согласно указанной цифре на билетах. Все рассаживаются на пронумерованные стулья.
-А чтобы нескучно было ехать давай поиграем в игру «Отвечай быстро».
Сколько пальцев на одной руке?
Сколько углов у квадрата?
Сколько углов у треугольника?
Сколько углов у круга?
Сколько огней у светофора?
Сколько ушей у зайца?
Сколько лап у кота?
Сколько хвостов у трёх котов?
Сколько дней в неделе?
Сколько времён года?
-Молодцы! Пока мы с вами играли, наш поезд прибыл на лесную поляну (слайд презентации 9).
Игра «Собери цветок»
На ковре выложены круглые заготовки с числами.
-Выберите себе любое число и пройдите к моему столу.
На столе беспорядочно разложены карточки с числовыми выражениями в виде лепестков.
-Подберите те числовые выражения, в результате которых получится число, которое вы выбрали. Соберите их них цветок.
Педагог проверяет решения.
-Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Игра «Рассели числа».
-А сейчас я предлагаю посоревноваться. Посмотрите на доску. Это дом, в котором живут жители страны Математики. Поможем им занять свои квартиры.
-Для этого разобьемся на две команды. Представитель команды по очереди будет в свое окошко добавлять число, а представитель другой команды другое число. Делать это нужно так, чтобы сложить все варианты числовых выражений для числа 6.
Для первой команды выделим левую сторону дома, а для второй команды правую сторону дома.
Предлагает выполнить задание. Проверяет и корректирует при необходимости ход игры.
-Молодцы! Справились и с этим заданием.
-Но пора нам возвращаться. Занимайте свои места в поезде.
4. Рефлексия мастер-класса.
Педагог подводит итог мастер-класса и предлагает поиграть в игру «Солнце». Участникам мастер-класса раздаются по две полоски из цветной бумаги: зелёного и жёлтого цвета. Если участникам понравился мастер-класс – это было актуально, полезно, интересно – берётся полоска желтого цвета. Если гости не удовлетворены увиденным или им что-то непонятно в мастер-классе, то они показывают зеленую полоску.
После этого участникам предлагается создать картинку «Солнышко на ватмане». Полоски, выбранные участниками будут отображаться в виде лучиков солнца на картинке. Мастер – класс сопровождался показом презентации.