Новожилова Галина Александровна
Мастер-класс для логопедов «Приёмы моторного планирования и мозжечковой стимуляции в работе учителя логопеда с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект мастер-класса
«Приёмы моторного планирования и мозжечковой стимуляции в работе учителя логопеда с детьми ОВЗ дошкольного возраста, с использованием сибирского балансборда» (слайд 1)
Учитель-логопед : Новожилова Галина Александровна
Продолжительность мастер-класса : 30 мин
Темочки:
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Цель: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию приёмов моторного планирования и мозжечковой стимуляции, с применением сибирского балансборда. Пропаганда и распространение формы работы.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с упражнениями на моторное планирование и мозжечковую стимуляцию используемых в работе учителя-логопеда для коррекции и развития речи.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; мозжечковой стимуляцией; моторного планирования.
Оборудование:
1. Ноутбук, проектор, экран, мультимедиа презентация.
2. Одноразовые тарелки.
3. Пособия для дыхательной гимнастики «Мыльные пузыри»
4. «Волшебный ковёр»
6. Сибирский балансборд, доска Бильгоу, мячи, тактильные мешочки, орехи разной величины.
Ожидаемые результаты мастер-класса :
1. Понимание его участниками сути системы работы учителя-логопеда;
2. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
3. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
5. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.
Ход мастер-класса :
1. Организационный момент. (3 мин)
2. Вводная часть (2 мин)
3. Основная часть (15 мин) :
4. Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин)
Организационный момент (3 минуты)
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри. Я, рада приветствовать Вас на своём мастер-классе, и хочу поделиться опытом использования приёмов мозжечковой стимуляции и моторного планирования в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения и проблемы в развитии.
Как рождается мастер-класс. ?
Мастер- класс рождается не просто:
Порой- с наивного вопроса,
Порой- со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то
Когда сомнений нет уж боле-
Он вырывается на волю.
Нам отдаёт себя на милость,
Смотрите! Что- то получилось…
Итак, представим обычную ситуацию, ребёнок-дошкольник приходит на занятие к учителю-логопеду : с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, конечно короткие. С другой стороны, это ребёнок с речевой патологией, плюс если это ещё ребёнок с проблемой в развитии.
При просмотре одного из вебинаров, меня заинтересовала тема «Моторное планирование и мозжечковая стимуляция». Я стала изучать эти приёмы, постепенно внедрять их в образовательную деятельность с детьми. Конечно понадобилось дополнительное оборудование – это балансировочная доска «Сибирский балансборд», доска Баламетрикс (доска Бильгоу, названная в честь американского педагога, школьного учителя Френка Бильгоу). (слайд 2)
Мозжечковая стимуляция-это упражнения на неустойчивой поверхности, позволяющие развивать участки мозга, формирующие различные навыки.
Мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка. (слайд 3)
Моторное планирование — это способность понять, спланировать, реализовать, незнакомое двигательное действие. (слайд 4)
Попробую продемонстрировать новизну и простату приемов моторного планирования и мозжечковой стимуляции в своей работе. Хочу отметить, что эти приёмы являются современными, здоровьясберегающими.
Приглашаю принять участие в моём мастер классе 2 человека.
У Вас будут помощники, сибирские балансборды или как я их называю балансир. Что бы вы познакомились с ними поближе прошу снять обувь и встать, расставив ноги на ширине плеч.
Сейчас мы поиграем и поболтаем!
Повнимательней, коллеги.
Я начну, вы продолжайте,
Хором, быстро отвечайте.
• Он слон – она …
• Он лось – она …
• Он кот – она …
- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.
• Он морж – она …
• Он заяц – она …
• Он бык – она …
- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.
• Он тигр – она …
• Он осел – она …
• Он баран – она … (овечка)
Основная часть (20 минут)
Артикуляционная гимнастика.
Логопедическое занятие мы начинаем с чего?
Верно с артикуляционной гимнастики. С тренировки языка.
Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.
Стандартная артикуляционная гимнастика становится не интересна ребёнку
Предлагаю попробуем творческо-музыкальный прием.
«Упражнения под трек» («Ягода малинка») (слайд 5)
1. «Качели»
2. «Часики
3. «Футбол
4.«Дудочка»-«Улыбочка»
Можно подключить руки, пальчики, шариком су-джок
Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.
Развитие речевого дыхания. (слайд 6)
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
«Мыльные пузыри» глубокий вдох носом, на выдохе сдуваем пузыри (на сильный речевой выдох)
Занятия на развитие моторики (слайд 7)
В Каждой группе есть дети имеющие свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью.
Задачи коррекционного обучения с этими воспитанниками усложняются: работа над развитием понимания речи, активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной фразовой речи, а также подготовка артикуляционной базы для усвоения и постановки отсутствующих звуков. Речевая активность требует сложного моторного планирования. Тренировка крупного моторного планирования (голова, туловище, руки, ноги) и мелких движений (пальцы) помогает развить сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков, слогов, слов и предложений.
Коллеги предлагаю выполнить упражнение
Возьмите в руки шарик су-джок, будем автоматизировать слоги с чередованием гласных звуков. Прошу встать на балансир. Повторяйте за мной АСА, ОСА, ИСА, ЭСА, УСА,
Слоговая структура речи (слайд 8)
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных является такое нарушение как слоговая структура слов. Для коррекции нарушений я использую упражнения «Ритмические ряды». Это выкладывание предметов в определённой последовательности. Цель таких упражнений: развитие оптико-пространственной и серийно-последовательной переработки информации. На экране вы видите некоторые игры. Можно придумывать массу интересных заданий. Но, важно чтобы ребёнок научился удерживать в голове последовательность выполняемых действий, и в первую очередь это важно для речи. Здесь уже накладывается моторное планирование.
Коллеги! Предлагаю вам выполнить интересное задание.
1. Перед вами тарелка с орехами, большой и маленький (природный материал).
Выложите в определённой последовательности, большой… маленький и т. д.
На большой орех ставим кулачок а на маленький указательный палец. Попробуйте. Теперь подключаем слоги – СА…ША и тд. Вам может это задание показаться простым, но для детей с ОВЗ оно вызывает трудности.
2. Похожее упражнение можно выполнить на мозжечковую стимуляцию. Одновременно двумя руками берём маленький орех и по контуру выкладываем фигуру. Здесь отрабатываем автоматизацию разных звуков, дифференциацию, разучиваем чистоговорки.
Упражнения на обогащение словарного запаса с использованием «Волшебного кармана» (слайд 9)
У детей ОВЗ бедный словарный запас
1. «Цветные фантазии»
Коллеги, предлагаю найти на «Волшебном кармане» белый квадрат, закрыть его тактильным мешочком и назвать сущ., обозначающие предметы белого цвета : снег, мел, сахар, заяц, халат и т. п. Упражнение выполняется, балансируя на доске. Предлагаю поставить доску вертикально по отношению к карману.
Молодцы, у вас всё получилось
Тренировка крупного моторного планирования (голова, туловище, руки, ноги) и мелких движений (пальцы) помогает развить сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков, слогов, слов и предложений. Для воспитания моторного планирования при проведении упражнений, необходимо придерживаться определенных правил:
• быстро выполнять и пропускать то, что уже получается;
• останавливаться и прорабатывать те упражнения, которые не получаются до тех пор, пока они не перейдут на уровень автоматизма;
• упражнения должны выполняться регулярно;
• упражнения должно продолжаться не более 5 минут.
Я продолжаю изучать тему, и на данном этапе пришла к выводу, что мозжечок и виды моторики - это ключ к полноценному обучению, в том числе и к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка. При постоянной работе на балансире, можно заметить много изменений в речи дошкольников, он помогает развивать внимание, способствует концентрации всех видов памяти, помогает ребёнку планировать свои движения, упражнения на балансире способствуют развитию речи в целом.
Заключительная часть. Рефлексия. (5 минут) (слайд 11)
По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху!
Уважаемые коллеги! Попрошу Вас подойти к столу возьмите су-джок, откройте его, возьмите в руки колечко и с помощью колечка выскажите своё мнение. (слайд11)
Большой – для меня было много интересного и важного
Указательный – упражнения и приёмы буду применять в своей деятельности
Средний – для меня было недостаточно данной информации
Безымянный – не все приёмы представлены ясно
Мизинец – данные упражнения мне известны, но я их не использую
Спасибо за внимание!