Эвелина Ментемирова
Мастер-класс «Применение развивающих игр с логическими блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов- участников мастер-класса.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов- участников мастер- класса представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников мастер- класса с применением развивающих игр с логическими блоками Дьенеша.
3. Обучить участников мастер- класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
Публикация «Мастер-класс „Применение развивающих игр с логическими блоками Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного- играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша.
Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки». К набору блоков существуют карточки, на которых условно обозначены свойства блоков :
-цвет обозначается пятном;
- форма- контуром фигур;
-размер- силуэтом домика (большой, маленький;
Условное изображение человеческой фигуры-толщина. Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например : не красный, не тонкий и т. д.
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно- игровых действий.
А сейчас, предлагаю вам проиграть сказку. Для этого мне нужны 6 помощников, желающих прошу занять места за столами. Уважаемое жюри, прошу Вас тоже присоединиться к нашей игре. Я предлагаю вспомнить всеми известную сказку, а какая сказка вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно в нем
Самым разным жителям.
Не висит на нем замок,
Этот домик- … (Теремок).
Правильно, сегодня мы вспомним сказку «Теремок».
Где-то в сказочном лесу,
Где нет тропок и дорог,
Где с цветочков пьют росу
И пчела, и мотылек,
Там, под старою сосной теремочек небольшой…
Комнатками полон дом-
Не живет никто лишь в нем…
Мимо Мышка пробегала,
Теремочек увидала…
Остановилась и спрашивает:
-Терем- теремок! Кто в домике живет? Никто не отзывается. Решила мышка остаться жить в тереме. Хотела войти, а дверь не открывается. Увидела она на крылечке сундучок, а в нем письмо, в котором написано, что теремок впустит к себе только того, кто справится с заданиями.»
1. Поможем мышке выполнить задание? Перед вами тоже есть сундучки, откройте и посмотрите, что в них есть. Разложите все блоки одинаковые по цвету : (красные, синие, желтые). Выберите все квадратные блоки, а теперь все треугольные. Молодцы, все справились с заданием, помогли мышке, и теремок впустил её к себе. Теперь соберите блоки на свои места.
«Мышка в теремок зашла и спокойно зажила. Вслед за мышкой в поле том
Лягушка увидала дом. - Тук-тук-тук, скажите мне, кто хозяин в теремке? Но в ответ никого, кроме ветра одного. Терем дверь не открывает, лишь задание посылает.»
Следующее задание, называется «Давайте познакомимся». Возьмите в руки один любой блок и выйдете пожалуйста ко мне. Давайте представим, что блоки оживают и знакомятся друг с другом. Чтобы познакомиться нужно назвать «полное имя» блока, перечислить все свойства (толщину, форму, цвет, размер). Я начну, а вы продолжите. Я большой, синий, прямоугольный, толстый блок. Продолжайте. Уважаемые жюри, какое имя у Ваших блоков? Вот мы и познакомились, и помогли Лягушке открыть дверь. Прыгнула лягушка в дом – Стали жить они вдвоём.
Так бежит денёк за днём.
Новый гость уж под окном.
Это серый добрый зайка
По прозвищу Попрыгайка.
Робко зайка постучал
И вопрос он свой задал:
«Кто же в тереме живёт?
Кто зайчишку в дом возьмёт?»
Мышка с Лягушкой конечно бы взял Зайчик к себе в дом, но Терем приготовил и для него задание.
3. Чтобы помочь зайцу войти, нужно выложить цепочке со свойствами блоков. Молодцы! Всё правильно сделали. Теперь и Зайчик будет жить в Теремочке.
Времени прошло немного,
Шла лисичка той дорогой.
Мимо не смогла пройти
Теремка, что на пути.
Почуяла: дом не пустой.
Попросилась на постой:
«Впустите милую лисичку!
Стану я для вас сестричкой!»
А лисичка хитрая, капризная не хочет задания выполнять, хочет с нами поиграть. Возьмите каждый по два разных блока, и приготовьтесь выполнять движения под песню, вместе со мной.
Скачут красные фигурки прыг, прыг, прыг
Мчаться синие за ними прыг, прыг, прыг.
Желтый цвет зацокал дружно цок, цок, цок
А теперь всем вместе нужно цок, цок, цок.
Круг запел такую песню да, да, да, да
И квадрат ответил громко да, да, да.
Треугольник ножкой топнул топ, топ, топ.
Дружно хором все сказали стоп, стоп, стоп!
Вот такая веселая игра, и Теремку понравилась эта игра, и он впустил Лисичку.
Вот живут они, играют,
И печаль они не знают,
Не грозят им шум и гам,
Спят спокойно по ночам.
Вдруг крадется серый волк.
Волк:
Вот хоромы, так хоромы.
Здесь простора хватит всем,
Что молчите?
Есть кто дома?
Да не бойтесь, вы не съем.
А на крылечке есть фигуры, для того чтобы Волк смог войти, ему нужно найти ключ, он спрятан по одной из этих фигур. Как вы думаете, под какой фигурой спрятан ключ?
Вот мы и нашли ключ, и Волк поселился в Теремок.
Живут в тереме друзья,
Словно добрая семья.
Все друг друга уважают,
Вместе весело играют.
Но однажды летним днём
Шёл медведь в лесу густом.
Прямиком пошёл медведь
На тот терем поглядеть.
Медведь:
«Кто здесь в тереме живёт?
Потеснитесь-ка, народ!»
Никто Медведю не ответил, решил он сам в Терем залезть. Лез- лез, а Терем не выдержал и развалился. Все звери испугались и выскочили из Терема. Теперь нашим зверушкам негде жить. Давайте поможем им построить новый, прочный, крепкий дом. А в этом нам помогут наши блоки и схемы, которые есть у Вас на столах, а также на экране. Вот какие хорошие дома получились.
Всем по горнице досталось,
Да еще одна осталась,
Собирались в ней все вместе,
Пили чай и пели песни.
И с тех пор в округе всей
Нет компании дружней.
Уважаемые участники, нам интересно узнать, понравилось ли вам наша сказка. Если Вы считаете, что справились со всеми заданиями- поднимите большой, красный, круглый блок. Если Вы испытывали трудности- поднимите большой, синий, квадратный блок.
Эти игры, придумала не я. Я всего лишь помогла в них разобраться и показала, как можно использовать их в своей работе.
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.