Приложение МААМ

Мастер-класс по экологии для воспитателей «Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду»

Мартынова Людмила Петровна
Мастер-класс по экологии для воспитателей «Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»

п. Лев Толстой.

Мастер – класс по экологии для педагогов ДОУ

«Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду»

Подготовила воспитатель :

Мартынова. Л. П.

2019г

Мастер – класс для педагогов ДОУ

Тема: «Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду»

Темочки:

Цель: дать участникам мастер –класс практические знания об опытно –экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;-продемонстрировать некоторые виды экспериментирования.

-создать условия для плодотворного общения участников мастер класса в данной области с целью их творческого потенциала.

-распространение пед. опыта.

Практическая значимость:данный мастер-класс может быть интересен педагогам,работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагоги найдут для себя что то новое и интересное.

Задачи:

Познакомить с определением понятия-детское экспериментирование. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Материалы и оборудование:стаканчики,картон,цветная бумага,карандаш,ножницы,таз с водой,виноград,газированная вода,спички,сахар,краски,ложки,шприц,листы бумаги,тарелочки.

Ход мастер-класса

В китайской пословице говорится:

«Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню, дай по пробывать – и я пойму».

Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А мы практики педагоги утверждаем.» Лучше один раз испытать, по пробывать, сделать своими руками».

-И сегодня мы с вами поговорим о детском экспериментировании. Что такое эксперимент? Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы. По мнению ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. По определению Н. Н. Подьякова детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей. Это деятельность в результате которой ребенок самостоятельно или под руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать не как учитель а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания добытые самостоятельно всегда являются осознанными и прочными. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может-глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Дети дошкольного возраста по своей природе- пытливые исследователи окружающего мира. У них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражения в форме поисковой, исследовательской деятельности, которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование отличается тем от другой деятельности, что образ цели, определяющей эту деятельность сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры:

*Осознание того что хочешь узнать

*формулирование задачи исследования

*продумывание методики эксперимента

*выслушивание гипотез

*прогнозирование результатов

*выполнение работы

*соблюдение правил безопасности

*наблюдение результатов

*анализ полученных данных

*словесный отчет об увиденном

*формулирование выводов

Тему для экспериментирования выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта.

Особое внимание уделяю созданию проблемного поля. Например, определить из какого материала можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет. В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой, и их надо рассматривать не как развлечение, а как путь ознакомления с окружающим миром. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, развивают наблюдательность и пытливость ума.

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.

2. Важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать желание самому делать опыты.

3. Объяснить ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества.

4Не просто показать опыт но и объяснить, доступным ему языком, почему это происходит.

5. Не оставлять без внимания вопросы ребенка.

6. Где нет опасности, предоставлять больше самостоятельности.

7. Предложить показать опыты друзьям.

8. И самое главное радоваться успехам ребенка.

*Практическая часть.

Какие же виды деятельности способствуют экологическому развитию ребенка?

Все виды деятельности :игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, познавательно – исследовательская, музыкально –художественная, чтение.

Какие же средства –это наблюдения, экскурсии, тематические беседы, чтение худ. литературы, экспериментальная деятельность.

Типы исследований используются в работе –опыты и эксперименты.

Сегодня я хочу вам показать некоторые виды экспериментирования.

Но прежде,чем мы преступим я вам предлагаю упражнения для включения в деятельность.

1. Расстирание ладоней до легкого покалывания в пальцах.

2. Расстирание ладонями ушных раковин.

3. Расстирание мочки уха указательным и большим пальцем.

4. Расстирание лба безымянным, средним и указательными пальцами от середины к переферии. (Активизирует зону внимания)

5. Массирование носа с целью стимуляции деятельности головного мозга т. к. нос важнейшая рефлексо-нная зона лица. Он связан с кишечником желудком,

селезенкой.

Указательным и средним пальцем нажимать на кончик носа.

Сгибание кончика носа вправо влево.

Сгибание кончика носа вверх вниз.

Вращение кончиком носа по часовой стрелке.

Наши упражнения закончены и приступаем к экспериментам.

Дети очень любят играть и слушать сказки и поэтому все опыты будем проводит в виде сказки. Я считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме – сказки.

Сказка называется «Путешествие Алисы и мир чудес»

Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно,а что же творится вокруг ее дома. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключении.

Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов,это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт №1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки в таз с водой. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому что бумага намокает, становиться постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель : потом Алиса, увидела что какие то маленькие существа, то появлялись из воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт №2

Возьмите стакан с газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. На нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз. Пока вода не «выдохнется».

Воспитатель : Но тут подул ветер,и на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Алиса увидела что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Опыт№3.

Вам понадобятся пять спичек. Надломите их посередине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните воду на сгибы спичек. Понаблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Воспитатель : Причина этого явления, которое называется капиллярность в том что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капилярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна толстеют, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился. Снова появилось солнце. Алиса пошла дальше. Тут она увидела радугу.

Опыт№4.

«Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый стакан добавляем разное количество сахара. : в 1й-1 ст. л. сахара, во 2й-2ст. л,в 3й-3ст. л. в 4-4ст. л. сахара. 2В четыре стакана наливаем 3 ст. л. воды лучше теплой и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски. В 1й-красный,2й-желтый,3й-зеленый,4й-синей. И перемешиваем.

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца добавляем содержимое стаканов начиная с 4го где сахара больше всего. И по порядку в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуются 4 разноцветных слоя-самый нижний синий, затем зеленый желтый красный. И получилось такое желе, яркое и красивое.

Воспитатель : В чем же секрет этого опыта? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она тяжелее и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим- синяя внизу.

Алиса путешествовала дальше, на ее пути оказался овраг- через который ей надо было перейти.

Опыт №4

«Стакан на гармошке»

Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что же делать? Сложи листок «гармошкой»и снова накрой им стаканы. Теперь третий стакан сверху….Он держится. Его вес распределился по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая прочнее, чем обычный лист бумаги.

Воспитатель : Шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.

Опыт№5

Накройте стакан с водой куском картона. Затем придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку.

,придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует с большей силой, чем вес воды в стакане.

Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный мир. НО у нее осталось много вопросов.

1. Почему же распускаются цветы?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему ветки распрямляются?

4. Почему можно выйти сухим из воды?

5. Почему вода не выливается.

Обсуждение экспериментов.

Вывод: Главное достоинство экспериментов опытов,которые мы проводим с детьми позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы явления ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка,активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые коллеги, надеюсь что вам мастер- класс понравился.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду»Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду» Цель: знакомство и овладение инновационной технологией речевого развития дошкольников. Ход мероприятия. «Что такое сторисек»? Метод «Сторисек»,.

Мастер–класс для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду «Мы защитники рек и озёр»Мастер–класс для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду «Мы защитники рек и озёр» Мастер –класс по опытно-экспериментальной деятельности в д/саду. «Мы защитники рек и озёр» Уважаемые коллеги, проведите несколько опытов.

Мастер-класс «Выращивание рассады в рулончиках». Экспериментальная деятельность в детском садуМастер-класс «Выращивание рассады в рулончиках». Экспериментальная деятельность в детском саду Предлагаю Вашему вниманию эксперимент, который мы провели с детьми старшей группы в рамке проекта «Царица – водица!» Цель эксперимента доказать,.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. Фотоотчёт «Выращиваем кристалл»Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. Фотоотчёт «Выращиваем кристалл» В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей.

Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука» Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука»«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить.

Экспериментальная деятельность в детском садуЭкспериментальная деятельность в детском саду Маленькие дети – прирожденные исследователи. Редкие дети не проявляют повышенный интерес к огню. Он для них и страшен и прекрасен одновременно.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по экологии для воспитателей «Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду»
Опубликовано: 27 апреля 2021 в 15:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по экологии для воспитателей «Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Мартынова Людмила Петровна (УИ 2081635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД