Мария Редько
Мастер-класс по экологии для молодых специалистов «Этот удивительный мир экологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
расширение и систематизирование экологических знаний педагогов;
распространение и передача педагогического опыта;
знакомство с методами изготовления экологической игрушки.
Задачи:
повышение профессионального мастерства педагогов в экологическом воспитании дошкольников;
активизация мыслительно-поисковой деятельности;
умение использовать полученные знания по экологии в разных видах деятельности;
Публикация «Мастер-класс по экологии для молодых специалистов „Этот удивительный мир экологии“» размещена в разделах
формирование у педагогов желания улучшить окружающую среду путем изготовления экологически чистой игрушки – Травянчика;
развитие познавательного интереса;
установление тесного сотрудничества между педагогами;
привлечение к защите окружающей среды.
Материалы и оборудование:
презентация; мультимедийное оборудование, ноутбук, яркая нить для тренинга «Паутина знакомства»;; пособие «Экосистемы»;; «ароматные» мешочки с запахами леса, поля, моря; игрушки - Травянчики; семена: овёс, пшеница, ячмень, газонная трава; опилки; капроновые чулки; ножницы; клей; мелкие детали для оформления: глазки, ротики, резиночки, бусинки, цветочки, бантики, разные украшения…
1. Вступительное слово
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Сегодня я хочу предложить вам окунуться в удивительный мир экологии, в мир окружающей нас природы.
- Каждый год 22 апреля человечество отмечает Всемирный день Земли. Это день – напоминание о проблемах охраны природы. Поэтому и сегодняшнее наше мероприятие мне хочется начать со слов:
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.
- Поэтому наша главная задача – научить детей видеть красоту природы, любить, понимать и оберегать ее; дать четкое понимание, что человек – это часть природы и от деятельности человека зависит будущее планеты. Ведь природа щедра, но она не прощает ошибок.
- А для начала я хочу предложить вам поближе познакомиться. Для этого мы с вами вместе сплетём паутину, но не простую паутину, а паутину знакомства.
Участники встают в круг.
- Для того, чтобы сплести нашу паутину знакомства, вы должны передавая вот эту «ниточку-паутинку», назвать своё имя + ассоциацию (образ) : с растением, животным, рыбой или птицей. Конечно же, важно украсить приветствие улыбкой, приветливым жестом, которые непременно порадуют всех остальных. Давайте я начну с себя: «Меня зовут Мария. Я похожа на лисичку»
Участники постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т. е. получается подобие паутины.
- Я думаю, что эта большая, яркая паутина помогла нам с вами сегодня хоть немножечко сблизиться. А вы знаете, что на этом упражнении также можно наглядно показать детям взаимосвязи в природе: паутина – это наша планета, а мы – её экосистемы. Если все в природе будет процветать, то и экосистемы планеты будут крепкими (натягивают веревку, но если экосистемы ослабнут (ослабевает веревка, начнут гибнуть и компоненты экосистемы, начнёт происходить нарушение связей, в конце концов погибнет и вся экология Земли.
- Я надеюсь, что этот тренинг вы обязательно возьмете себе на заметку, а мы продолжаем.
2 «Экологическая разминка»
3 экосистемы: луг, море, лес.
- У нас образовались 3 команды – 3 экосистемы, а какие, вам предстоит отгадать и назвать. Для этого вы должны дать правильный ответ отгадав загадку. За правильный ответ команда получает право открыть и установить свою экосистему.
- Главное условие этого задания: отвечать громко, четко и быстро! Итак, начинаем.
Загадка для первой команды: Цветков нарядных венчики,
Звонкие кузнечики,
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые,
Ковер цветной травы вокруг,
Как называется он…
Молодцы, вы можете открыть свою экосистему. Далее загадка для второй команды: Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю – хворостинкой Молодцы и вы можете открыть свою экосистему. И наконец, загадка для третьей команды
В шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна —
И горька, и солона
- Такое объемное пособие на занятиях или в самостоятельной деятельности намного больше заинтересует ребенка, чем обыкновенная иллюстрация, потому что ребенок сможет не только рассмотреть его, но и обыграть.
.- А теперь давайте немножечко оживим наши экосистемы, дополним их разными звеньями.
- В каждой экосистеме есть живые организмы, подойдите к моему столу и выберите жильцов в свою экосистему.
- На нашей планете обитают тысячи видов животных, каждый из которых уникален и удивителен. Они являются неотъемлемой частью экосистемы Земли.
Однако мы обязаны знать больше о них, потому что планета у нас общая. Некоторым видам грозит исчезновение, и человечество должно найти способы их сохранения.
- А мы двигаемся дальше.
3 .Упражнение «Ароматная сказка»
Цель. Расширение чувственного опыта, развитие воображения.
Материал и оборудование: полотняные мешочки с разными видами трав, природными материалами (морской запах, чистотел – запах поля, еловые или сосновые шишки, или иголки- запах леса).
- А в этих мешочках «спрятаны» сказки, но не простые, а ароматные сказки. Каждый раз, оказываясь в лесу, на море, в горах, на лугу, что мы делаем с самого начала? Мы глубоко вдыхаем аромат воздуха. А затем, оказываясь дома и ощущая опять этот запах, у нас возникают определенные ассоциации, представления, эмоции, связанные с ним.
- Вот и сейчас я предлагаю вдохнуть аромат ваших мешочков и представить, куда же вы перенеслись, кто там живет и придумать небольшую сказку.
Составление сказок участниками.
- Спасибо большое за ваше творчество. Хочу добавить, что с помощью таких ароматных мешочков мы можем развивать у детей воображение, фантазию, умение объяснять свои ощущения, делать выводы.
- Но вы, конечно, должны знать медицинские показатели здоровья ваших детей, так как у некоторых из них может быть аллергия и им это противопоказано.
4 Мастер-класс «Травянчики»
- В связи с тем, что экология нашей планеты из года в год становится всё хуже, то и продукты питания производятся некачественные, детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.
- Поэтому сегодня я хочу предложить вам самостоятельно научиться изготавливать игрушки из экологически чистого сырья. Какое только название им не придумывали: Травяная голова, Эколюдик, Флорик, Живчик, Экочеловечек, Эколюбчик… Самым популярным в народе оказался Травянчик…
«Травянчики»
- Так, что это за игрушка? Травянчик – это небольшая тканевая фигурка в виде человечка или животного. Уникальность игрушки в том, что у такой куклы могут расти волосы из травы. В последствии её можно подстригать, делать различные прически. Регулярно поливая травянчика, можно получить в доме настоящий зеленый уголок.
«Наши Травянчики»
- Вот такие Травянчики получились у нас с детьми.
- Дети приложили немало усилий, чтобы их сделать.
- Буквально через 3-4 дня появились первые всходы.
- На этом слайде вы видите, как они проросли через неделю.
- И, наконец, когда у Травянчиков «волосы» стали совсем большими, дети от наблюдения перешли к практической части, стали парикмахерами: делали прически Травянчикам, подстригали их. Это принесло ребятам море удовольствия.
- Что же нужно для изготовления игрушки?
Во-первых: семена - газонная трава, ячмень, рожь, пшеница или овес.
Во-вторых: опилки - для набивания всего Травянчика.
В-третьих: мелкие детали для оформления: клей, глазки, бантики, резиночки, ленточки, разные украшения.
Итак, приступим….
5 Мастер-класс по изготовлению Травянчика.
Завязываем конец, вывернутого наизнанку, чулка отрезанной от него же верёвкой. Выворачиваем, оставив завязанный кончик внутри.
Засыпаем: 2-3 столовые ложки семян, затем – опилки (если делаем «вертикальную» игрушку: человечек, колобок) Чтобы «волосы» росли у «горизонтальной» игрушки: гусеницы, бегемотика, сначала насыпаем опилки, затем, отодвинув чулок, сбоку насыпаем семена.
Туго набив игрушку, завязываем чулочной верёвочкой. Отрезаем лишнее.
Формируем Травянчика: отделяем голову, ножки, ручки, лапки, носик, перетягивая резиночками или веревочками.
Приклеиваем глазки, ротик и другие детали (бантики, бусинки, цветочки) Также ротик и другие детали можно дорисовать.
Изготовление Травянчиков участниками
- Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Я надеюсь, что сегодня вы получили небольшой опыт для себя и сможете его применить на практике.
6 «Цветущая планета»
- Но мы же не можем вот так просто с вами расстаться, правда?
Рефлексия
Упражнение «Подарок»
- Детям мы часто предлагаем подарить улыбку друг другу, воображаемый подарок. Сегодня, в заключении, я также хочу предложить вам поразмышлять и сказать, что же мы можем подарить друг другу?
Пожелания педагогов друг другу.
- Всем вам я хочу подарить мир на нашей огромной Земле.
(замечательных, добрых, отзывчивых детей; взаимного доверия и оптимизма; уверенности в любом начинании; сплоченного коллектива; экологически чистых озер, рек)
Этот тренинг позволяет завершить мастер-класс на положительной
эмоциональной ноте.
- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать.
- Всегда помните – вы талантливы, талантливы ваши дети, главное только захотеть и всё получится!