Акматова Айнура Асанкуловна
Мастер-класс «Рекомендации педагогам ДОУ по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми дошкольного возраста с РАС.
Задачи:
- раскрыть понятие «ранний детский аутизм»;
- познакомить педагогов со статистическими данными количества людей с РАС в мире и в России;
- рассказать об основных отличительных чертах детей-аутистов;
- дать рекомендации по взаимодействию с семьёй и ребёнком с РАС.
Введение в тему. Игра «Отвечай, сосед слева»
Цель: Дать почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении.
Публикация «Мастер-класс „Рекомендации педагогам ДОУ по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Все участники стоят в кругу. Я сейчас буду подходить к каждому и задавать вопросы, но на этот вопрос отвечает не тот, на кого я буду смотреть, а тот, кто стоит слева от него. ( Вопросы: Какое сейчас время года? Сколько Вам лет? Сколько у Вас детей? Какая цветом одежда у Вашего соседа справа? Назовите Ваш любимый фильм. В каком месяце Вы отмечаете день рождения?
Суждение: что вы чувствовали во время игры, насколько для вас важен контакт глаз с партнером при общении? Об этих и других особенностях детей данной категории мы и поговорим сегодня.
Согласно Международной классификации болезней, принятой в России, детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 – 2,5 лет (реже в 3 – 5 лет) и затрагивает психику ребёнка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию. Аутизм –это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист.
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания в мире резко увеличилась. В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается реже в 4-5 раз.
Уровень интеллекта у людей с аутизмом может быть от минимального (глубокая умственная отсталость) до самого высокого (Эйнштейн (по некоторым данным) в детстве страдал аутизмом).
Современная наука не может однозначно ответить о причинах возникновения аутизма. Не существует лекарства от этого недуга. Медикаменты используют только для решения сопутствующих проблем: агрессивности, перепадов настроения, гиперактивности.
Следует отметить, что детей с "классическим аутизмом" немного, и на практике достаточно часто приходится иметь дело с дошкольниками, которым свойственны лишь отдельные аутистические черты (дети с РАС, такие как: нарушение взаимодействия с окружающими, проблемы в речевом развитии, особенности поведения, эмоциональной сферы, трудности в становлении навыков самообслуживания.
Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает "уход в себя" либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины эмоционального взрыва ребенка.
Диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам.
Основные отличительные черты детей с аутизмом :
Проблемы общения и социального взаимодействия
- социальная отчужденность – недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, отгороженность от внешнего мира;
- своеобразное зрительное поведение (непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или «взгляд мимо»).
Трудности коммуникации
- часто встречается задержка речевого развития;
- нарушение коммуникативной функции речи: не использует речь как средство общения; отмечается неспособность к диалогу, «речь для себя»;
- монотонность речи (если речь есть, отсутствие эмоций.
Стереотипии: выполняет одни и те же механические действия (закрывает и открывает дверь; постоянно раскачивается на стуле, потряхивает руками и т. д.).
Ритуальный тип поведения
- склонность к установлению ригидного распорядка в повседневных делах или играх, выстраивание предметов в ряд;
склонность к привычной обстановке (расположение мебели, игрушек и предметов должно быть неизменным).
Сенсорная чувствительность
гиперчувствительность (не переносит громких звуков (затыкает уши);
пониженная проприоцепция проявляется в неуклюжести (трудно обходить препятствия, соблюдать дистанцию, выполнять задачи, требующие включения мелкой моторики.
Особенности игровой деятельности
не выражает заинтересованности в играх;
склонность к играм в одиночку, в обособленном месте;
склонность играть в одну и ту же игру, с одной и той же игрушкой (однотипные манипуляции);
склонность к манипулированию неигровыми предметами.
Особенности интеллекта и обучения
интеллектуальное развитие – от тяжелой умственной отсталости до ускоренного развития;
неравномерность развития интеллекта (при всей беспомощности в быту могут выкладывать сложные орнаменты, собирать трудные пазлы, интересоваться буквами);
слабая концентрация внимания;
трудности формирования навыков самообслуживания.
Физическое развитие
хорошее физическое развитие (рост, вес, пропорции);
нарушение действий и использования своего тела;
недоразвитие тонкой моторики.
Поскольку «аутизм» — медицинский диагноз, коррекционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, логопедом, педагогами. Причем главная задача — не вылечить детей (поскольку это невозможно, а помочь им адаптироваться в обществе.
По статистике 70% детей с синдромом аутизма после соответствующей коррекционной работы, проведенной с ними в дошкольном детстве, впоследствии могут посещать массовые общеобразовательные школы. И основная заслуга в этом принадлежит в первую очередь педагогам ДОУ.
Рекомендации по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра :
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Если малыш не выполняет ваших указаний, отказывается от занятий, не отвечает на вопросы и не обращается к вам с просьбами, не играет с другими детьми, не умеет пользоваться ложкой, кричит и плачет, то это не значит, что он упрямый, избалованный ребенок, просто в силу своих особенностей он не способен выполнить ваши требования. При обучении ребёнка какому-либо действию на первых этапах педагогу целесообразно стоять за спиной ребёнка и «действовать его рукой» (обучение кушать ложкой, стягиванию штанишек, рисованию).
2. Обязательно понаблюдайте за ребенком в свободной деятельности и в процессе его общения с родителями. В ходе наблюдения отметьте для себя или письменно зафиксируйте: насколько ребенок привязан к родителям; как он с ними взаимодействует; устанавливает ли зрительный контакт; сохранна ли мелкая, общая моторика; какие предметы, занятия, виды деятельности привлекают внимание ребенка; в каких ситуациях он испытывает дискомфорт (плачет, кричит, проявляет агрессию); насколько развито понимание речи, собственная речь и т. д. Все собранные данные помогут вам наладить контакт с малышом и правильно организовать его деятельность в детском саду среди сверстников.
3. Проведите беседу с родителями малыша. В спокойной обстановке расскажите о том, что вас настораживает в поведении ребенка, спросите родителей, какие проблемы замечают они, как с ними справляются. Договоритесь с родителями о единстве подходов во взаимодействии с ребенком, посоветуйте обратиться за помощью к медицинским специалистам и порекомендуйте провести обследование ребенка на ПМПК с целью выбора дальнейшей программы обучения.
4. Если вам необходимо проводить учебные занятия с группой детей, а ребенок мешает это делать, то заранее предложите ему «любимое занятие» (собирание мозаики, пазлов) или попросите помощника воспитателя позаниматься с малышом в отдельном помещении (спальне, раздевалке).
5. Благодарите и хвалите ребёнка если его поведение соответствует желаемому.
6. Во время прогулки держите малыша в поле зрения. Дети с РАС бывают двигательно расторможены, неусидчивы, импульсивны; они не способны понять и выполнить требования воспитателей - находиться на территории своего участка, поэтому могут уйти даже за пределы детского сада.
7. Постарайтесь предотвращать ситуации, в которых могут возникнуть негативные проявления в поведении ребенка. Если это сделать не удалось, и малыш кричит, плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить внимание ребенка на то, что может его заинтересовать: покажите яркую динамичную игрушку, включите детскую песенку, зажгите фонарик, надуйте мыльные пузыри и т. д. Простые уговоры и увещевания не действенны, поскольку ребенок зачастую просто не понимает обращенной к нему речи.
8. Не ждите, что ребёнок научится сам.
Игровые упражнения для детей с расстройствами аутистического спектра.
Дети с РАС не интересуются ролевыми сюжетами, не копируют жизненные ситуации (семья, работа). Поэтому в педагогической практике широко используются развивающие игры, которые помогают ребёнку адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой. На первое место выходят сенсорные игры: зрительные, тактильные, слуховые.
Взаимодействие с сыпучими продуктами и материалами (фасоль, песок, пластиковые пробки и др.). Закопать и найти игрушку.
Выдувание мыльных пузырей. Если не может сам, пусть помогает открыть пузырёк и погружать в неё палочку.
Пальчиковое рисование. Хотя не все дети этой категории любят пачкаться.
Игры с водой (переливание).
Звуковое лото и различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, металлофон, барабан.
Игры со свечкой (дуть на огонёк).
Игры со светом и тенями (солнечный зайчик).
Игры со льдом
Игры с кусочками ваты (подбрасывать, дуть на них).
Раскачивание на качелях, карусели, вращающемся стуле.
Уважаемые педагоги, надеюсь, что данные рекомендации помогут всем нам лучше понять проблемного ребенка, наладить с ним контакт, сделать его пребывание в детском саду более комфортным.