МААМ-картинки

Мастер-класс «Рекомендации педагогам ДОУ по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

Акматова Айнура Асанкуловна
Мастер-класс «Рекомендации педагогам ДОУ по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми дошкольного возраста с РАС.

Задачи:

- раскрыть понятие «ранний детский аутизм»;

- познакомить педагогов со статистическими данными количества людей с РАС в мире и в России;

- рассказать об основных отличительных чертах детей-аутистов;

- дать рекомендации по взаимодействию с семьёй и ребёнком с РАС.

Введение в тему. Игра «Отвечай, сосед слева»

Цель: Дать почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении.

Публикация «Мастер-класс „Рекомендации педагогам ДОУ по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)“» размещена в разделах

Все участники стоят в кругу. Я сейчас буду подходить к каждому и задавать вопросы, но на этот вопрос отвечает не тот, на кого я буду смотреть, а тот, кто стоит слева от него. ( Вопросы: Какое сейчас время года? Сколько Вам лет? Сколько у Вас детей? Какая цветом одежда у Вашего соседа справа? Назовите Ваш любимый фильм. В каком месяце Вы отмечаете день рождения?

Суждение: что вы чувствовали во время игры, насколько для вас важен контакт глаз с партнером при общении? Об этих и других особенностях детей данной категории мы и поговорим сегодня.

Согласно Международной классификации болезней, принятой в России, детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 – 2,5 лет (реже в 3 – 5 лет) и затрагивает психику ребёнка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию. Аутизм –это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист.

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания в мире резко увеличилась. В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается реже в 4-5 раз.

Уровень интеллекта у людей с аутизмом может быть от минимального (глубокая умственная отсталость) до самого высокого (Эйнштейн (по некоторым данным) в детстве страдал аутизмом).

Современная наука не может однозначно ответить о причинах возникновения аутизма. Не существует лекарства от этого недуга. Медикаменты используют только для решения сопутствующих проблем: агрессивности, перепадов настроения, гиперактивности.

Следует отметить, что детей с "классическим аутизмом" немного, и на практике достаточно часто приходится иметь дело с дошкольниками, которым свойственны лишь отдельные аутистические черты (дети с РАС, такие как: нарушение взаимодействия с окружающими, проблемы в речевом развитии, особенности поведения, эмоциональной сферы, трудности в становлении навыков самообслуживания.

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает "уход в себя" либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины эмоционального взрыва ребенка.

Диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам.

Основные отличительные черты детей с аутизмом :

Проблемы общения и социального взаимодействия

- социальная отчужденность – недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, отгороженность от внешнего мира;

- своеобразное зрительное поведение (непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или «взгляд мимо»).

Трудности коммуникации

- часто встречается задержка речевого развития;

- нарушение коммуникативной функции речи: не использует речь как средство общения; отмечается неспособность к диалогу, «речь для себя»;

- монотонность речи (если речь есть, отсутствие эмоций.

Стереотипии: выполняет одни и те же механические действия (закрывает и открывает дверь; постоянно раскачивается на стуле, потряхивает руками и т. д.).

Ритуальный тип поведения

- склонность к установлению ригидного распорядка в повседневных делах или играх, выстраивание предметов в ряд;

склонность к привычной обстановке (расположение мебели, игрушек и предметов должно быть неизменным).

Сенсорная чувствительность

гиперчувствительность (не переносит громких звуков (затыкает уши);

пониженная проприоцепция проявляется в неуклюжести (трудно обходить препятствия, соблюдать дистанцию, выполнять задачи, требующие включения мелкой моторики.

Особенности игровой деятельности

не выражает заинтересованности в играх;

склонность к играм в одиночку, в обособленном месте;

склонность играть в одну и ту же игру, с одной и той же игрушкой (однотипные манипуляции);

склонность к манипулированию неигровыми предметами.

Особенности интеллекта и обучения

интеллектуальное развитие – от тяжелой умственной отсталости до ускоренного развития;

неравномерность развития интеллекта (при всей беспомощности в быту могут выкладывать сложные орнаменты, собирать трудные пазлы, интересоваться буквами);

слабая концентрация внимания;

трудности формирования навыков самообслуживания.

Физическое развитие

хорошее физическое развитие (рост, вес, пропорции);

нарушение действий и использования своего тела;

недоразвитие тонкой моторики.

Поскольку «аутизм» — медицинский диагноз, коррекционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, логопедом, педагогами. Причем главная задача — не вылечить детей (поскольку это невозможно, а помочь им адаптироваться в обществе.

По статистике 70% детей с синдромом аутизма после соответствующей коррекционной работы, проведенной с ними в дошкольном детстве, впоследствии могут посещать массовые общеобразовательные школы. И основная заслуга в этом принадлежит в первую очередь педагогам ДОУ.

Рекомендации по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра :

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Если малыш не выполняет ваших указаний, отказывается от занятий, не отвечает на вопросы и не обращается к вам с просьбами, не играет с другими детьми, не умеет пользоваться ложкой, кричит и плачет, то это не значит, что он упрямый, избалованный ребенок, просто в силу своих особенностей он не способен выполнить ваши требования. При обучении ребёнка какому-либо действию на первых этапах педагогу целесообразно стоять за спиной ребёнка и «действовать его рукой» (обучение кушать ложкой, стягиванию штанишек, рисованию).

2. Обязательно понаблюдайте за ребенком в свободной деятельности и в процессе его общения с родителями. В ходе наблюдения отметьте для себя или письменно зафиксируйте: насколько ребенок привязан к родителям; как он с ними взаимодействует; устанавливает ли зрительный контакт; сохранна ли мелкая, общая моторика; какие предметы, занятия, виды деятельности привлекают внимание ребенка; в каких ситуациях он испытывает дискомфорт (плачет, кричит, проявляет агрессию); насколько развито понимание речи, собственная речь и т. д. Все собранные данные помогут вам наладить контакт с малышом и правильно организовать его деятельность в детском саду среди сверстников.

3. Проведите беседу с родителями малыша. В спокойной обстановке расскажите о том, что вас настораживает в поведении ребенка, спросите родителей, какие проблемы замечают они, как с ними справляются. Договоритесь с родителями о единстве подходов во взаимодействии с ребенком, посоветуйте обратиться за помощью к медицинским специалистам и порекомендуйте провести обследование ребенка на ПМПК с целью выбора дальнейшей программы обучения.

4. Если вам необходимо проводить учебные занятия с группой детей, а ребенок мешает это делать, то заранее предложите ему «любимое занятие» (собирание мозаики, пазлов) или попросите помощника воспитателя позаниматься с малышом в отдельном помещении (спальне, раздевалке).

5. Благодарите и хвалите ребёнка если его поведение соответствует желаемому.

6. Во время прогулки держите малыша в поле зрения. Дети с РАС бывают двигательно расторможены, неусидчивы, импульсивны; они не способны понять и выполнить требования воспитателей - находиться на территории своего участка, поэтому могут уйти даже за пределы детского сада.

7. Постарайтесь предотвращать ситуации, в которых могут возникнуть негативные проявления в поведении ребенка. Если это сделать не удалось, и малыш кричит, плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить внимание ребенка на то, что может его заинтересовать: покажите яркую динамичную игрушку, включите детскую песенку, зажгите фонарик, надуйте мыльные пузыри и т. д. Простые уговоры и увещевания не действенны, поскольку ребенок зачастую просто не понимает обращенной к нему речи.

8. Не ждите, что ребёнок научится сам.

Игровые упражнения для детей с расстройствами аутистического спектра.

Дети с РАС не интересуются ролевыми сюжетами, не копируют жизненные ситуации (семья, работа). Поэтому в педагогической практике широко используются развивающие игры, которые помогают ребёнку адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой. На первое место выходят сенсорные игры: зрительные, тактильные, слуховые.

Взаимодействие с сыпучими продуктами и материалами (фасоль, песок, пластиковые пробки и др.). Закопать и найти игрушку.

Выдувание мыльных пузырей. Если не может сам, пусть помогает открыть пузырёк и погружать в неё палочку.

Пальчиковое рисование. Хотя не все дети этой категории любят пачкаться.

Игры с водой (переливание).

Звуковое лото и различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, металлофон, барабан.

Игры со свечкой (дуть на огонёк).

Игры со светом и тенями (солнечный зайчик).

Игры со льдом

Игры с кусочками ваты (подбрасывать, дуть на них).

Раскачивание на качелях, карусели, вращающемся стуле.

Уважаемые педагоги, надеюсь, что данные рекомендации помогут всем нам лучше понять проблемного ребенка, наладить с ним контакт, сделать его пребывание в детском саду более комфортным.

Публикации по теме:

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Цветы для мамы своими руками. Советы педагогам по индивидуальному подходу в работе с детьми на примере изготовления открытокЦветы для мамы своими руками. Советы педагогам по индивидуальному подходу в работе с детьми на примере изготовления открыток Лучший подарок для мамы сделан своими руками! Открытки, рисунки, картинки хранятся многие годы в семейных архивах, напоминая о детстве.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Практические рекомендации педагогам в работе с леворукими детьми Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию рекомендации для работы с леворукими детьми. Самое главное, не переучивайте леворукого ребенка.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Рекомендации педагогам ДОУ по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 16:51
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Рекомендации педагогам ДОУ по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)»» (включая файлы) размещена пользователем Акматова Айнура Асанкуловна (УИ 252483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД