Заирбекова Дина М
Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс.
«Музыкально-дидактические игры"
Цель мастер-класса : : Знакомство участников с опытом использования музыкально - дидактических игр способствующих музыкальному развитию дошкольников.
Задачи:
• познакомить участников мастер-класса с новыми музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах
Темочки:
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Темочки
• раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия детей и педагогов в музыкально - дидактических играх.
• убедить педагогов в важности и целесообразности применения музыкально дидактических игр.
Форма проведения: теоретическая и практическое занятие с детьми.
Продолжительность мастер-класса : 30 минут.
Практическая значимость мастер-класса : освоение педагогами ДОУ) приемов организации музыкально-игровой деятельности детей.
Участники мастер-класса : муз. руководители ДОУ.
Структура мастер-класса :
1. Теоретическая часть
a. Вступительное слово «Актуальность проблемы»
b. Теоретическое обоснование темы «Музыкальная игра как вид музыкальной деятельности детей в группе»
2. Практическая часть
a. Музыкально-дидактические игры
c. Пословицы и поговорки
3. Рефлексия – итог занятия
Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Во все времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме. Также способствовать активному восприятию музыки дошкольником,
Так как восприятие музыки довольно сложный процесс, требующий от ребенка внимания, мышления, определённых знаний, то актуальность использования игры, как основного вида детской деятельности, имеет особое значение.
Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, а также развивать музыкальные способности у детей.
Задачи: - вызвать интерес к музыке и творчеству;
- развивать музыкально-сенсорные способности;
-приобщать детей к музыкальной культуре;
- формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (громкость, длительность, высота).
Различают три группы музыкально-дидактических игр :
- к первой относятся игры, которые дают детям представление о характере музыки (весело-грустно) ,
музыкальных жанрах (песня, танец, марш)
- во вторую включены игры, цель которых дать представление о содержании музыки, о музыкальных образах;
- третью группу составляют игры, которые формируют у детей
представление о средствах музыкальной выразительности.
Также музыкально-дидактические игры различают по видам :
- Игры для развития высотного слуха ;
-игры на развитие чувства ритма;
- игры на развитие тембрового слуха;
- игра на определение характера музыки
- игры на развитие памяти и слуха;
-игры на развитие детского творчества
Музыкально – дидактические игры, которые я использую, просты, доступны, определены программой, которую использует ДОУ. Я работаю по основной
общеобразовательной программе «От рождения до школы» / Под
Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников».
Предлагаю вниманию коллег игры, которые помогут нам в работе.
1.- Игры для развития высотного слуха ;
Волшебный мешочек. (младший возраст).
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход: педагог показывает детям мешочек и говорит : «К нам на занятие
пришли гости. Но где-то они спрятались? Может быть здесь? (показывает на мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем,кто там».
Звучат произведения «Петушок» р. н. п., «Серенькая кошечка» В. Витлина,
«Медведь» В. Ребикова. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из
Мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Кого встретил Колобок? (старший возраст)
Цель: развитие звуковысотного слуха (высокий, средний, низкий регистр).
Ход: педагог предлагает вспомнить детям сказку «Колобок» и ее
персонажей. Звучат соответствующие мелодии. Когда дети усвоят
звучание какого регистра соответствует художественному образу
каждогопнрсонажа, им предлагается определить на слух,какой персонаж изображен в музыке и выбрать картинку (либо в качестве
Вы увидели часть работы с детьми, а теперь я предлагаю поиграть всем вместе.
2-игры на развитие чувства ритма;
Что делают дети? (младший возраст).
Цель: развитие чувства ритма.
Ход: Детям предлагаются три картинкам: дети спят, маршируют,
Танцуют. Звучит музыка, дети указывают на соответствующую картинку.
(«колыбельная», марш, танец).
3. Эмоциональные грибочки
Игра на определение характера музыки
Цель: Развитие умения детей определять настроение музыкального настроения грусть, злость, веселье.
На первом этапе: Дети слушают произведения различного характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному произведению. Вызванный ребенок выбирает соответствующую карточку
Второй этап: У каждого ребенка лежат карточки с изображением грибов разного характера. Педагог исполняет произведение, а по окончанию дети должны поднять карточку соответствующего характера.
На третьем этапе: Детям предлагается с помощью мимики и движения выразить прослушанного произведения, проявить свое творчество.
3. игры на развитие тембрового слуха;
Музыкальный паровоз
Игра на развитие тембрового слуха
Цель. Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов. Игровой материал: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз.
Вот смотрите – паровоз
Он вагончики повез.
Путь у него дальний,
Ведь поезд музыкальный.
Паровоз гудит, поет. Инструменты к нам везет. А вот какие он везет, вам надо угадать. И в каждом вагончике свой инструмент. Звучит фонограмма музыкальной пьесы, ребенок называет инструмент, который звучал и подходит к паровозу и открывает окошко первого вагончика. Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности. Затем детям предлагается послушать следующую пьесу. Задание повторяется.
НА втором ЭТАПЕ.
Детям предлагается послушать знакомые музыкальные произведения, определить, какие инструменты звучат в этом музыкальном произведение. Выбрать музыкальный инструмент, который звучал в данном музыкальном произведении и под музыкальное сопровождение с играть на нем.
Цель игры : «Где мои детки»
Развитие звуковысотного слуха.
«Где мои детки»
Ход игры:
Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого играющего ребенка по одной карточке. Воспитатель предлагает поиграть, и начинает свой рассказ: в одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, птица с птенцами. Однажды налетел сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы - птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих деток гусыня (воспитатель показывает картинку) : "Где мои гусята, милые ребята? Га-га-га!" (поет на звуке РЕ первой октавы). Дети, у которых на карточках изображены гусята, поднимают их и отвечают: "Га,га,га, мы тут"(поют на звук ЛЯ второй октавы). Воспитатель собирает у ребят карточки и продолжает. "Обрадовалась гусыня, что нашла своих утят. Игра продолжается пока все мамы не найдут своих детей.
Приглашаются дети на мастер класс. садятся на стульчики
Игра на пальчиковую гимнастику
Испеки нам куличи. милая бабуся,
Цель: закреплять у детей чувство ритма, слуховое восприятие, память,
Испеки нам куличи. милая бабуся,
Испеки нам куличи, бабушка Маруся.
Проигрыш - месим тесто.
Припев: Положили два яйца и налили молока
И немножечко муки - получились куличи.
2. Испеки нам пироги. милая бабуся,
Испеки нам пироги, бабушка Маруся.
Проигрыш - раскатываем тесто.
Припев.
3. Испеки нам пирожки, милая бабуся,
Испеки нам пирожки, бабушка Маруся.
Проигрыш - лепим пирожки.
Припев. : Положили два яйца и налили молока
И немножечко муки - получились пирожки
4. Испеки нам Колобка. милая бабуся,
Испеки нам Колобка, бабушка Маруся.
Проигрыш - лепим колобка.
Припев: Положи два яйца,
и налили молока
масла, сахара муки,
Получились колобки
Игра с прицепками «В ритме зимы»
Развитие чувства ритма - это именно та область, которая требует только практики.
Правила игры довольно просты : игрокам показывают карточки с изображением символов зимы и нового года. На каждой карточке присутствует три разных ритмических варианта в виде длинных и коротких палочек, обозначающих длинные и короткие звуки.
Детям предлагается выбрать один правильный вариант ответа из трех, изображенных на картинке и отметить его хлопками. Например, в слове сне-го-ВИК, присутствует два коротких и один длинный звук. Затем вызывается ребенок, он самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепку именно в том месте, где находится правильный ответ. Далее игра повторяется уже с другими символами и игроками.
Игра для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте.
Дидактическая игра «Собери музыкальный инструмент»
I вариант
Цель: Актуализировать знания детей о музыкальных инструментах.
Дидактические задачи:
1. Учить правильно собирать музыкальные инструменты.
2. Развивать зрительную память.
3. Воспитывать настойчивость в достижении цели и самостоятельность.
Игровые задачи: Выиграть - правильно собрать инструмент.
Правила игры :
1. Организационные и дисциплинарные: В игре участвует от 2 – 4 детей. Игру начинают по сигналу воспитателя или ведущего. Не толкаться.
2. Игровые: Выигрывает тот, кто первый соберет музыкальный инструмент.
Детям очень нравится собирать музыкальные инструменты из разрезных картинок. Ребёнок собрав картинку должен назвать музыкальный инструмент.
Музыкально-двигательная игра «Праздничный пирог»
(рекомендую проводить на праздничных утренниках посвященных «Дню Матери» и
«Дню 8 марта».) Игра проводится под русскую народную музыку песни «Два веселых гуся».
Цели и задачи:
Развивать чувство ритма, темпа и воображения.
Развивать эмоциональную отзывчивость у детей.
Формировать коммуникативные качества детей.
Дети встают в круг и поют слова игры на мелодию песни «Два веселых гуся» р. н. м.
Дети: Встали все на место замесили тесто! (идут по кругу взявшись за руки и поют)
Раз месили, два месили (правой рукой имитируют замес теста кругообразно).
Что-то положить (забыли останавливаются).
Ведущая: Что для мамы мы положим? (без музыки)
Дети: Радости (дети прикладывают обе руки к сердцу и затем вытягивают их вперед)
Звучит музыка :
Дети: Месим с радостью мы тесто, вот ему уже и тесно! (дети идут по кругу взявшись за руки)
Дети: Раз месили, два месили (правой рукой имитируют замес теста кругообразно).
Что-то положить забыли: (останавливаются)
Ведущая: Что для бабушки положим? (без музыки)
Дети: Здоровья! (дети прикладывают обе руки к сердцу и затем вытягивают их вперед).
Звучит музыка :
Дети: Месим со здоровьем тесто, вот ему уже и тесно! (идут по кругу взявшись за руки)
Дети: Раз месили, два месили, (правой рукой имитируют замес теста кругообразно).
Что-то положить забыли: (останавливаются).
Ведущая: Что для девочек положим (без музыки)
Дети: Успеха и приправим смехом! (вытягивают обе руки вперед, а затем выполняют правой рукой, как будто бы, присыпание пирога, тремя пальцами)
Дети: Есть и радость, и успех – хватит пирога для всех!
Игра с муз. рук:
Сказочка-шумелка для детей среднего возраста 4–5 лет «Маша в лесу»
Цель: побуждать детей к активному участию произведения, - учить имитировать звуки животных под слова. Развивающие: - развивать внимание, память.
Дети выбирают музыкальные инструменты и помогают педагогу озвучить героев сказки.
Взр: Жила-была девочка Маша, пошла она однажды в лес за цветами.
Реб. изображает шаги Маши (ксилофон).
Взр: Пришла Маша на полянку,а в кустах ёжик как зашуршит.
Реб. изображает шуршание ёжа (маракасы).
Взр. Испугалась Машенька и убежала с полянки. Присела на кочку отдохнуть, а на сосне дятел как застучит.
Реб. изображает стук дятла (ложки).
Взр. Ещё больше испугалась Маша и бежать. Бежала, бежала, забежала в самую чащу, а там сова как заухает.
Реб. изображает сову (дудка).
Взр. Выбежала девочка из чащи к речке, а там лягушки на берегу сидят и квакают, увидели Машу и в воду попрыгали.
Реб. изображает кваканье лягушек (кастаньеты) и прыжки в воду (металлофон).
Взр. Обрадовалась Машенька, что лягушки её испугались, набрала цветов на опушке и побежала домой. (ксилофон).