Ольга Комарова
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «По ступенькам финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер –класс по ступенькам финансовой грамотности для дошкольников.
Цель: повышение компетентности воспитателей в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.
Задачи:
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ „По ступенькам финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.
-расширить кругозор посредством игр финансовой грамотности
- познакомить педагогов с необходимостью финансовой грамотности воспитания, его возможностям.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приветствую Вас и приглашаю принять участие в мастер - классе «По ступенькам финансовой граммотности».
Сегодня я, используя различные игровые приемы и методы поделюсь своим опытом и надеюсь, что мастер-класс будет интересным, увлекательным и пройдет с пользой.
Своё выступление мне хочется начать с высказываний:
«Нажить много денег – храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».
Что же такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – это умение управлять деньгами, планировать свои доходы и расходы.
Как вы думаете, почему детей дошкольного возраста необходимо обучать финансовой грамотности? Грамотное отношение к деньгам в раннем возрасте способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети моделируют реальные жизненные ситуации, постигают смысл труда взрослых и одновременно обучаются экономике.
В каких с-р играх дети знакомятся с операцией купли –продажи?
магазин, театр, банк, кафе, аптека.
С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен, вклад, ссуда, проценты).
А сейчас перейдём к основной части мастер класса, где я познакомлю вас с играми, которые помогают расширять понятие финансовой грамотности. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.
Дети очень любят отгадывать загадки, особенно загадки добавлялки. Я начинаю, а вы вслух хором можете мне отвечать.
1. Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
2. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
3. И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
4. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
5. Мебель купили, одежду, посуду,
Брали для этого в банке мы … (ссуду)
6. Тимофей носки связал
И на рынке их продал
Дешевле, чем стоят нитки
Получил одни… (убытки)
Вывод: Используя загадки мы знакомим детей с экономическими понятиями.
Сегодня мы попробуем применить ваши знания на практике, поиграв в - игру «Мои первые шаги в мире финансов». Для этого мы разобьемся на 3 группы. Каждая группа получит свои задания.
Разделимся на 3 группы, поиграем в игру чудесный мешочек. Каждый участник достаёт предмет и называет его. А сейчас я предлагаю объединиться по профессиям. У нас получилось 3 команды.
Задание первой команде.
Поиграем в игру «Доход -расход»
Однажды семья собралась на совет,
Чтоб обсудить семейный бюджет.
Для этого нужно доход подсчитать,
Расход же не должен доход превышать
Ваша задача, как можно скорее пересчитать содержимое. Будьте внимательны. Это будет ваш доход. Распределите деньги так, чтобы хватило на коммунальные услуги, на покупку продуктов, на оплату за детский сад, на лекарства, на развлечения, на кредит, на поездку на транспорте и оставьте на вклад в банк.
Вывод: В таких играх дети знакомятся с достоинством монет, учатся считать деньги, планировать расход.
Задание второй команде
Игра «Задачи гнома – эконома»
Знакомим с финансовой грамотностью при помощи задач экономического содержания. Игра «Задачи гнома – эконома». Задание - решить задачи, обосновать ответ и придумать свои задачи по экономике.
1. «Кто больше получил прибыль»
Заспорили заяц и ёж про то, кто больше получит прибыль. Заяц продал морковку за 7рублей, но его затраты составили 5 рублей. Ёж наторговал 10 рублей, но его затраты составили 9 рублей. Кто выиграл спор?
(у зайца прибыль 2 рубля, у ежа 1 рубль)
2. Подсчитай, хватит ли семье денег до следующей зарплаты, если зарплата папы - 22 рубля, мамы - 9 рублей, пенсия бабушки - 6 рублей, а затраты были таковы: на продукты - 15 рублей, за коммунальные услуги - 5 рублей, детский сад – 2 рубля, ремонт холодильника – 3 рубля.
Задание третьей команде
Игра «Помоги сказочным героям»
1. Дуремар сделал Тортиле деловое предложение: «Я построю на берегу твоего пруда фабрику по производству бумаги и каждый год буду платить тебе 100 золотых». Задумалась старая мудрая черепаха: деньги ей нужны, но если будет работать фабрика, то это очень повредит пруду – он не будет таким чистым и красивым и рыба может погибнуть.
Как быть? Принять ли Тортиле предложение Дуремара? Почему?
2. Папа Карло открыл новый магазин. Покупатели: Мальвина, Пьеро, пёс Артамон – сделали для себя несколько покупок. На следующий день они пришли в магазин, но не купили ни одной вещи. Папа Карло задумался: «Почему не покупают вещи?» И вдруг он обратил внимание на то, что некоторые вещи имеют брак (есть пятно, оторвана пуговица ит. Д.) , то есть у товара непривлекательный вид. Карло долго думал, как сделать, чтобы товар купили.
Как помочь папе Карло?
Продавать товар со скидкой выгодно или не выгодно?
Вывод: В ходе решения проблемных ситуаций дети учатся логически думать, ориентироваться в окружающем, приходить к результату, проявлять инициативу, размышлять.
Пока команды готовятся я предлагаю вашему вниманию экономическую игру «Оживи пословицы».
Я вам буду показывать картинку. Вам необходимо придумать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.
«Бережёная копейка рубль бережёт» или «Без копейки рубля не бывает»
Не имей 100 рублей, а имей 100 рублей
«Деньги любят счет»,
«Деньги куры не клюют»,
«Деньги на ветер бросать»,
«Деньги лопатой гребут»,
«Деньги дело наживное» или «Будешь трудится будут и деньги водится»
«Береги денежку на чёрный день»
«Считай деньги, не отходя от кассы»
Вывод: Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все вид образовательных областей.
Уважаемые коллеги все задания выполнены, я благодарю вас за помощь.
Отгадайте загадку:
«Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы, Хрюшка требуется мне, та что с дыркой на спине».
Проходите садитесь за столы сделаем на память копилку.
Что бы ручки были послушны сделаем разминку. Приготовьте свои ручки –
«Будем денежки считать»:
Один, два, три, четыре, пять (поочередно разжимаем пальцы рук)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук, по окончании – пальцы в кулак).
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
Собираем копилку Оригами
Коллеги скажите в какой образовательной области можно использовать: загадки, пословицы, оригами, рекламу, логические задачи, физминутку.
Коллеги посмотрите, что получилось. Каждое предложенное задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то, что диктует нам ФГОС.
Надеюсь, что то, чем сегодня мы с вами занимались пригодится вам для обучения детей навыкам финансовой грамотности.
Играйте с детьми в экономику! Уважаемые коллеги, ваши вопросы?
Мы думали и веселились
И даже спорили порой!
Но очень подружились
За этою игрой
экономика – наука,
Занимательная штука,
Деньги пусть у вас не тают!
А оклад всё повышают!
Рефлексия «Солнышко».
Закончи предложение:
«Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку.