Ольга Кострикова
Мастер-класс по развитию речи в старшей группе «Что за чудо наша ложка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для педагогов
по развитию речи в старшей группе
Воспитатель Кострикова Ольга Витальевна
Тема: «Что за чудо наша ложка»
Цель: развитие устной речи через общение с взрослыми и детьми, воспитание звуковой культуры и практического овладения нормами речи.
Задачи:
Обучения:
• учить составлять рассказ с последовательно развивающимся действием;
Публикация «Мастер-класс по развитию речи в старшей группе „Что за чудо наша ложка“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Поделки из ложек и вилок
- Посуда. Все о посуде для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• закреплять умение подбирать прилагательные и глаголы к существительным;
• обогащать словарь детей, употребляя в речи слова : ложкари, старина, сувенир, в точном соответствии со смыслом;
• закреплять правильное, отчетливое произношение звуков;
• учить строить небольшие высказывания описательного и повествовательного характера.
Развития :
• развивать устную связную речь - диалогическую и монологическую формы;
• развивать фонематический слух;
• развивать речь, как средство общения;
• развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление, восприятие, мелкую и крупную моторику через исследовательскую деятельность;
Воспитания:
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
• воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
• воспитывать вежливость, уважение к интересам других, с помощью речи через убеждение, объяснение.
Оборудование: проектор, музыкальный центр, магнитная доска, разные виды ложек (металлическая, пластмассовая, деревянная, тазики с водой, магниты, шаблоны ложек, пластилин, акварельные краски, доски для лепки, эмблемы-ложки разного цвета, термос с горячей водой, вазы.
Ход образовательной деятельности
/Перед занятием участникам раздаются жетоны-ложки трех цветов : красные-10 штук, жёлтые-9 штук, зеленые-9 штук. Участники с красными жетонами выходят и становятся полукругом.
1. Приветствие участников.
/Под русскую народную музыку входит воспитатель в народном костюме, поклоном приветствует участников. /
Воспитатель: В старину на Руси все люди были вежливы, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: «Здравствуйте», от слова здравие.
-Давайте и мы, повернувшись, друг к другу, не повторяясь, покажем, какие ещё бывают приветствия. Начинаем с пары, на которую я укажу.
/Идет приветствие/
-Скажите, пожалуйста, какие формы приветствия вы использовали?
-Сегодня мы будем придерживаться правила: кто хочет ответить - поднимает жетон.
2. Определение темы с помощью музыкальной загадки.
-На Руси люди были не только вежливы, но и гостеприимны. Не каждая семья имела возможность накрыть стол даже с деревянной посудой. Знаком уважения к гостям считалось её наличие на столе.
/Показ слайда №1 «Деревянная посуда»/
-Сегодня мы рассмотрим один из этих предметов деревянной посуды, который до сих пор используют как музыкальный инструмент.
-Послушайте музыкальный отрывок
(звучит оркестр ложкарей)
-Какой ведущий музыкальный инструмент вы услышали в произведении?
/ответ/
/Показ слайда №2 «Деревянная ложка»/
3. Сказка о путешествии ложки.
Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси?
(ответы детей).
-А какими пользуемся в наше время?
-Давайте вместе составим сказку «О путешествии ложки из древности до нашего времени». Каждый скажет по одному предложению, передовая ложку. Сказку начну я.
«Давным-давно сделали себе люди ложку…»
-Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Они получались легкими, удобными, не нагревались от горячей пищи. Делали ложки с выдумкой : расписные, вырезные, непохожие на другие.
/ Показ слайда №3 «Расписные ложки»/
4. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
-Давайте сделаем гимнастику для язычка. Смотрим и повторяем за мной.
Каждый раз по воскресеньям
Ложкой мы едим варенье. (показ язычком ложку)
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом (облизнуть верхнюю губу язычком)
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем. (облизнуть сверху в низ верхнюю губу)
5. Исследования с разными видами ложек.
5.1. Свойства ложек.
/Приглашаются участников с жёлтыми жетонами/
-Подойдите к столам, по три человека к каждому.
-Напоминаю правило, кто хочет ответить - поднимает жетон.
-Начинаем исследовать ложки, которые там лежат перед вами.
-Напоминаю о необходимости следить за своей речью, а именно правильно произносить слова, отвечать полным ответом.
-Что вы можете о них сказать?
/Дети рассматривают ложки, трогают их руками, дают ответы/
-Из какого материала используют ложки в настоящее время? /Верно.
-Современная ложка сделана из металла и называется металлической.
/Показ слайда №4 «Современные металлические ложки»/
-Чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал).
-А ещё чем? Не знаете?
-Давайте продолжим исследовать. Посмотрим, одинаково ли ведут себя ложки в воде?
-Каждый возьмите по одной ложке (деревянной, пластмассовой и металлической) и пройдите к столам, на которых находятся тазики с водой и магнитами.
5.2. Опыт с водой.
Каждый возьмите по одной ложке (деревянной, пластмассовой и металлической).
-Сейчас нужно ложки одну за другой опустить в таз с водой.
-Скажите, что с ними произошло? /ответы детей за столом № 1: «одна ложка утонула, одна плавает в воде, а другая держится на поверхности воды»./
-Как вы думаете, почему одна ложка утонула? / ответы детей за столом № 2: «она тяжёлая – значит металлическая»./
-А почему две другие ложки не утонули и плавают на поверхности воды? /ответы детей за столом № 3: «Они лёгкие – из пластмассы и дерева»./
-А если ложки в воде ведут себя по-разному, они одинаковые? / ответы детей: «разные, одна деревянная, другая пластмассовая»./
5.3. Опыт с магнитом.
У нас с вами есть магниты. Возьмите их и поднесите к каждой ложки по очереди.
Что произошло? /Все ложки проверяют с помощью магнита/
-Какая ложка у нас притянулась к магниту? (металлическая)
-Значит, только какой материал магнитится? (металл)
5.4. Опыт на теплопроводность.
/Пригласить з-х участников с разными ложками (деревянной, пластмассовой, железной) предложить опустить ложки в термос с теплой водой. Достав, ложки определить какая из них быстрее нагрелась? /
-Сделайте вывод, какая ложка быстрее проведет тепло? (металлическая)
6. Музыкальная физминутка с песней «Антошка»
-Подойдите к стульчикам и возьмите ложки. Встаньте там, где вам удобно и под песню «Антошка» повторяйте за мной движения. Слайд №4
-Весело провели минутку отдохнули.
-Для чего использовали ложки? /ответы «играли, исполняли музыку»/
- Верно. На Руси ложки использовали и как музыкальные инструменты.
7. Расписывание ложек Хохломской росписью.
/Приглашаются участники с зелёными жетонами/
-Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники.
/Просмотр слайда №6/
-Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки. И выглядели ложки красиво, принося людям радость.
-Мы с вами сейчас тоже будем создать свою ложку, которая порадует всех присутствующих.
-Украшать ложки мы будем хохломским узором.
-Рассмотрите и расскажите, что изображают на ложках хохломские мастера? /Просмотр слайда №7 (ягоды, листья, веточки)/
-Какие цвета используют?
-Свою ложку вы можете украсить в любой технике с помощью красок или пластилина.
-Готовую ложку каждый поместит на магнитную доску.
8. Анализ творческой деятельности участников.
-Какая красивая картина из ложек получилась у нас.
-Давайте к ней создадим ещё словесную картину, в которой будет дана характеристика особенностей ложки, «какая она?»
9. Рефлексия «Букет из ложек»
- Сегодня мы учились красиво и правильно говорить, общались друг с другом и узнали новые слова и свойства ложки.
-Я предлагаю выразить свое настроение букетом из ложек, который вы поставите в вазы. Первой это сделаю я, выразив свой эмоциональный отклик на наше продуктивное и позитивное взаимодействие.
-Хорошее настроение отмечаем - яркими ложками, плохое – не раскрашенными.
- Спасибо за участие и позитивное отношение.