Краснова Светлана
Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности»
Задачи:
1. Закрепить и уточнить теоретические знания педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук дошкольников
2. Познакомить педагогов мастер-класса с этапами разучивания и разнообразными видами пальчиковых игр.
3. Содействовать появлению желания участников мастер-класса использовать полученные знания на практике.
Публикация «Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Оборудование: цветные карандаши, манка, фасоль, подносы, макаронные изделия, шнурок, аудиозаписи пальчиковых игр.
Ход
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Спасибо!
Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о необходимости развития мелкой моторики рук для формирования речи детей, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх.
Вначале ответе мне на вопрос: за чем нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы).
Да, правильно. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с рождения ребёнка. В нашем случае с раннего дошкольного возраста.
Родителей всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребёнка к школе. Наша задача – объяснить родителям насколько важным является развитие мелкой моторики для дальнейшего овладения ребенком письмом. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Всегда ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры.
Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мё рзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
2. «Колобок» - имитируем скатывание колобков.
Кулачок, как колобок
Мы сожмём его разок,
Этот пальчик будет зайчик
Он по лесу побегайчик,
Этот пальчик серый волк
Серый волк зубами щёлк,
Этот пальчик бурый мишка
Косолапый шалунишка
Дружно звери все живут
Звонко песенки поют.
3. «Кораблик» - ребро ладони одной руки соединяем с ладонью другой руки.
Две ладошки я прижму
И по морю поплыву
Две ладошки друзья,
Эта лодочка моя,
Паруса я подниму
По синему морю поплыву,
А по бурным волнам
Плывут рыбки, тут и там.
1. Растирание пальцев - руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём» -
2. «Стол» - сжав две руки в кулачок, стучим друг об друга.
Я стучу, стучу, стучу
Стол красивый сколочу.
3. Одной рукой поддерживать один палец другой руки (начинать с большого) и энергично встряхивать.
«Пальчик крепко я держу
И легонька потрясу».
Эти упражнения нужно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом.
Еще один способ развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали.
А сейчас мы с вами будем рисовать. Обычная крупа скрывает в себе большое количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования.
Давайте и мы попробуем:
«Рисуем щепотками снежинки»,
«Рисуем кулачком узоры»
«Собираем фасолинки»
При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, или рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что хотите: травку, домики, солнце, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. А мы с вами порисуем стихи.
«Рисуем стихи». Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
«Дом»
Мы хотим построить дом,
Чтоб окошко было в нём
Чтоб у дома дверь была,
Возле дома сосна росла,
Чтоб вокруг забор стоял
Пёс ворота охранял,
Солнце было, дождь пошёл
И тюльпан в саду расцвёл.
В играх с предметами так же можно использовать макароны, нанизывая из на нитку как бусы, фасоль белую и красную, перемешав ее и предложив ребенку перебрать по цвету и многое другое.
Следующий вид пальчиковых игр – игры-манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Уважаемые педагоги, вы все прекрасно знаете такие игры как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и т. п.) .Я покажу вам игры, которые я использую в своей работе.
«Заготавливаем капусту»
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочеред-но)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой ру-ки. Потом меняем руки)
«Изучаем названия пальцев» :
В гости к пальчику большому
(загибаем большой палец)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
(загибаем указательный и средний)
Безымянный и последний.
(загибаем)
Сам мизинчик-малышок
Показался на порог.
Вместе пальчики друзья
(разгибаем и сгибаем все пальцы)
Друг без друга им нельзя.
Пальчиковые игры под музыку
Я благодарю вас за внимание и вашу активность! И предлагаю всем использовать пальчиковые игры в работе с детьми: в режимных моментах и образовательной деятельности.