Краснова Светлана
Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги.
Мне хотелось бы начать наш мастер-класс со слов педагога В. А. Сухомлинского, который сказал, что…«Ум ребенка находятся на кончиках пальцев». Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью…
Давайте будем вместе приобщаться и постигать.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой пальцевой моторики.
Сегодня на мастер-классе я бы хотела с вами поделиться знаниями и умениями в области развития мелкой моторики у детей и возможности его применения в ДОУ.
Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.
Чтобы ребенок благополучно и активно развивался, чтобы речь была правильной, в чем же тут секрет? Оказывается, все дело в пальчиках, а точнее, в хорошо развитой мелкой моторики. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т. е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторки у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
При проведении пальчиковых игр, тренировать ручку ребёнка нужно мягко, но достаточно энергично; пальчики сжимать тоже энергично. Напевать или проговаривать – ритмично. Двигать ручками и пальчиками нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий, и как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.
Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувства ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка, для запоминания стихов, для предупреждения нарушения письма (пропуска гласных).
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
ОВОЩИ - СВЕКЛА, МОРКОВЬ, РЕПА
(На фигуру свеклы красного цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)
Урожай мы собирали
И ботву всю оборвали.
Мы листочки прикрепляем -
Сразу овощи узнаем.
(На фигуру морковки оранжевого цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)
(На фигуру репы жёлтого цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)
ЁЖИК
(На фигуру ёжика серого цвета крепим деревянные прищепки - иголки)
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
СОЛНЫШКО
(На фигуру круга жёлтого цвета крепим прищепки такого же цвета - это лучи солнца)
Солнышко утром рано встаёт.
Лучики тянет -тепло нам даёт.
Требования к проведению игр с прищепками:
• Перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними
• объяснить правила пользования прищепками
• перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчиками)
• при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному)
• не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением (если задача образовательная) ;
• не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов
• игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;
• приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, (загадки, стихи) выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости
• никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
• недопустимо переутомление в игре, которое может привести к негативизму;
• соблюдайте технику безопасности с мелкими предметами.
«Составь рассказ»
Послушайте какой рассказ получился. Был летний теплый денек. На небе ярко светило солнышко. Но вот набежали тучки. Пошел дождик. Дождик оживил природу. Елочка расправила свои иголочки. Рыбка радовалась теплому дождю. В огороде подросла морковка. Дождик закончился. Солнышко ярко светило на небе. Бабочки и стрекозы весело порхали.
Игры с прищепками и крышками развивают мелкую моторику детей, тактильные ощущения, фантазию, творческие способности, внимание, речь, мышление, память, воспитывают усидчивость, стремление к достижению результата. Действия с прищепками могут сопровождаться загадками, короткими стихотворениями, сказками, рассказами. Чтобы игра была интересной и увлекательной необходимо красочное, эстетичное оформление и тематика (иголки для ёжика или кактуса, крылышки для стрекозы или бабочки)
«Чей хвост», «Сделай ёжику колючки», «Кто где живёт?»