Раиса Велибекова
Мастер-класс по проведению русских народных игр в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Русские народные игры для дошкольников»
Подготовила и провела воспитатель ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 «Белочка»
Велибекова Р. Ш.
Тема: «Русские народные игры для детей старшего дошкольного
возраста»
Публикация «Мастер-класс по проведению русских народных игр в старшей группе» размещена в разделах
Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с русскими народными играми для детей дошкольного возраста и методикой их проведения.
Задачи:
1. Рассказать коллегам об истории, значении, функциях русских народных игр;
2. Познакомить с игровым репертуаром и методикой педагогического руководства;
3. Пополнить РППС групп детей дошкольного возраста картотеками русских народных игр.
Разработали и провели : воспитатели Велибекова Р. Ш., Шалимова Т. Ю.
Участники: педагоги ДОУ города.
Время проведения : 20 апреля 2018 г.
Материалы и оборудование: фартук, платки; картотека русских народных игр для детей, подготовительной группы; фотоаппарат.
Ход мастер-класса :
Мастер-класс проводится в помещении.
-Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Теоретическая часть.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс проходит наиболее оптимально через народное творчество. Через него ребёнок не только овладевает родным языком, осваивая его красоту и лаконичность, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе опыт человечества, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством социализации. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности детей, насколько это возможно.
Русская народная игра имеет многовековую историю. Игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции русского народа. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, в салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; катались на лошадях по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки и упорства.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, прибаутками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор.
С помощью русских народных игр решаются следующие задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста:
1. Знакомство с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения;
2. Развитие координации движений, мышечного тонуса, артистических умений;
3. Развитие инициативы, организаторских и творческих способностей у детей.
Функции русской народной игры : исторически, прежде всего, развлекательная, потом воспитательная, коммуникативная. Также народная игра - это отличное средство эмоциональной разгрузки для ребенка. Самые разнообразные народные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, празднично-игровые.
II этап - практический.
- Уважаемые коллеги, основным условием успешного внедрения русских народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы (по Г. И. Батуриной и Г. Ф. Кузиной) :
1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры, постепенно усложняя их к старшему возрасту за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в котором участие педагога обязательно. Детям еще сложно контролировать свои движения, поэтому пример взрослого необходим.
2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его необходимо хорошо проветрить.
3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.
4. Инвентарь для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.
5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов и всего игрового действа.
6. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.
Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Главное здесь - это мнение детей. Воспитатель обращается к детям с вопросами: понравилась ли игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.
Практическая часть.
- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.
Игра 1 «Берёзонька»
В эту игру можно играть как всей группой, так и небольшими подгруппами. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга, ему дают платочки на всех игроков.
Цель игры: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость. Эта игра может также использоваться как корректирующая для снятия эмоционального напряжения.
Материалы: платочки.
Ход игры: Дети идут хороводом под ритмичную музыку:
Ведущий собирает все платочки и танцует с ними посередине. Как только музыка останавливается, ведущий раздаёт платочки, проговаривая такие слова : Я берёзонька кудрявая,
В гости к вам пришла.
И листочки разноцветные
В подарок принесла.
Одному участнику не хватает платочка и он выбирается ведущим и игра продолжается.
Игра 2 «Кукушка».
С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.
Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.
Материалы: платок.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:
К нам кукушка в огород
Прилетела и поет.
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай.
Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто
будет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен
угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.
Заключение.
-Уважаемые коллеги, в завершить мастер-класс хочется известным
изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,
как и чем играют его дети. Многое из того, что было характерно
для быта русского народа, с веками исчезло, но кое - что
сохранилось лишь в детских играх.
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник
радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни
людей, поэтому наша с вами задача, как педагогов, сделать этот
вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым
сохраняя наши народные традиции.