МААМ-картинки

Мастер-класс по проведению русских народных игр в старшей группе

Раиса Велибекова
Мастер-класс по проведению русских народных игр в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов «Русские народные игры для дошкольников»

Подготовила и провела воспитатель ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 «Белочка»

Велибекова Р. Ш.

Тема: «Русские народные игры для детей старшего дошкольного

возраста»

Публикация «Мастер-класс по проведению русских народных игр в старшей группе» размещена в разделах

Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с русскими народными играми для детей дошкольного возраста и методикой их проведения.

Задачи:

1. Рассказать коллегам об истории, значении, функциях русских народных игр;

2. Познакомить с игровым репертуаром и методикой педагогического руководства;

3. Пополнить РППС групп детей дошкольного возраста картотеками русских народных игр.

Разработали и провели : воспитатели Велибекова Р. Ш., Шалимова Т. Ю.

Участники: педагоги ДОУ города.

Время проведения : 20 апреля 2018 г.

Материалы и оборудование: фартук, платки; картотека русских народных игр для детей, подготовительной группы; фотоаппарат.

Ход мастер-класса :

Мастер-класс проводится в помещении.

-Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Теоретическая часть.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс проходит наиболее оптимально через народное творчество. Через него ребёнок не только овладевает родным языком, осваивая его красоту и лаконичность, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе опыт человечества, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством социализации. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности детей, насколько это возможно.

Русская народная игра имеет многовековую историю. Игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции русского народа. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, в салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; катались на лошадях по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки и упорства.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, прибаутками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор.

С помощью русских народных игр решаются следующие задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста:

1. Знакомство с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения;

2. Развитие координации движений, мышечного тонуса, артистических умений;

3. Развитие инициативы, организаторских и творческих способностей у детей.

Функции русской народной игры : исторически, прежде всего, развлекательная, потом воспитательная, коммуникативная. Также народная игра - это отличное средство эмоциональной разгрузки для ребенка. Самые разнообразные народные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, празднично-игровые.

II этап - практический.

- Уважаемые коллеги, основным условием успешного внедрения русских народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы (по Г. И. Батуриной и Г. Ф. Кузиной) :

1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры, постепенно усложняя их к старшему возрасту за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в котором участие педагога обязательно. Детям еще сложно контролировать свои движения, поэтому пример взрослого необходим.

2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его необходимо хорошо проветрить.

3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.

4. Инвентарь для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.

5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов и всего игрового действа.

6. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.

Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Главное здесь - это мнение детей. Воспитатель обращается к детям с вопросами: понравилась ли игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.

Практическая часть.

- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.

Игра 1 «Берёзонька»

В эту игру можно играть как всей группой, так и небольшими подгруппами. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга, ему дают платочки на всех игроков.

Цель игры: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость. Эта игра может также использоваться как корректирующая для снятия эмоционального напряжения.

Материалы: платочки.

Ход игры: Дети идут хороводом под ритмичную музыку:

Ведущий собирает все платочки и танцует с ними посередине. Как только музыка останавливается, ведущий раздаёт платочки, проговаривая такие слова : Я берёзонька кудрявая,

В гости к вам пришла.

И листочки разноцветные

В подарок принесла.

Одному участнику не хватает платочка и он выбирается ведущим и игра продолжается.

Игра 2 «Кукушка».

С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.

Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.

Материалы: платок.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет.

Ты кукушка не зевай

Кто кукует отгадай.

Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто

будет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен

угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.

Заключение.

-Уважаемые коллеги, в завершить мастер-класс хочется известным

изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,

как и чем играют его дети. Многое из того, что было характерно

для быта русского народа, с веками исчезло, но кое - что

сохранилось лишь в детских играх.

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник

радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни

людей, поэтому наша с вами задача, как педагогов, сделать этот

вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым

сохраняя наши народные традиции.

Публикации по теме:

Использование русских народных игр в развитии двигательной активности детей ВВЕДЕНИЕ Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных салочек, ловушек, пряток! Кто придумал эти игры? Когда они.

Картотека русских народных игр 1. Игра «Ведьмина метелка» Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель занятия: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению словесных игр,  направленных на развитие речи детей дошкольного возраста Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими,.

Мастер-класс для воспитателей по проведению пальчиковых игр Е. ЖелезновойМастер-класс для воспитателей по проведению пальчиковых игр Е. Железновой Мастер – класс на тему: «Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста. Цель мастер – класса: повышение профессиональной.

Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр «НАРОД БЕЗ НАРОДНОСТИ - ТЕЛО БЕЗ ДУШИ» К. Д. УШИНСКИЙ К чести природы человеческой.

Перспективное планирование народных подвижных игр в старшей логопедической группе Перспективное планирование народных подвижных игр в старшей логопедической группе Месяц Тема недели Подвижные игры Атрибуты Тематические.

Подборка русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель Васильева С. Н Русские народные игры Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса.

Сценарий открытого мероприятия «Праздник русских народных игр» в подготовительной группе Сценарий открытого мероприятия с детьми и родителями «Праздник русских народных игр» ФИО инструктора по физической культуре Турусина Ольга.

Приобщение детей дошкольного возраста к труду посредством русских народных сказок, пословиц, песен, игр Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 44 "Колокольчик" «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРУДУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по проведению русских народных игр в старшей группе
Опубликовано: 20 мая 2018 в 10:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по проведению русских народных игр в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Велибекова (УИ 527016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД