Мария Кузнецова-
Мастер-класс по ПДД «Навстречу безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер -класс по ПДД "Навстречу безопасности"
В настоящее время во всем мире вопрос об усилении контроля за соблюдением правил дорожного движения приобретает большое внимание.
Одним из основных направлений деятельности каждой дошкольной организации: школы, детского сада, родителей является профилактика ДТП.
Актуальность этой работы обусловлена ростом ДТП, в которых гибнут не только взрослые, но и дети и это является основной причиной смертности от 3-х до 46 лет.
Публикация «Мастер-класс по ПДД „Навстречу безопасности“» размещена в разделах
У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку. Желание ребенка открывать что-то новое, неизведанное, непосредственное ставит его перед реальными опасностями и, в частности, на улице.
Обучение правилам дорожного движения охватывает все виды деятельности, формы которых различны: занятия, прогулки, экскурсии, развлечения и работа с родителями. Организационными формами профилактики ДТП служат:
- разработка тематических планов и программ для проведения дидактических занятий с дошкольниками по основам безопасности дорожного движения;
- организация работы с дошкольниками и их родителями на основе новых педагогических технологий;
- проведение массовых профилактических мероприятий (конкурсов, викторин, соревнований, праздников, экскурсий, театрализованных представлений и т. д., в том числе с приглашением родителей, работников органов управления образованием, Госавтоинспекции, членов отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Цель данной работы: повышение эффективности педагогического процесса по приобщению дошкольников правилам безопасного поведения на улице и создание условий для закрепления правил.
Задачи:
• Закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения и представления о назначении дорожных знаков;
• Привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно-транспортных ситуациях;
• Дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать; сформировать соответствующую модель поведения;
• Совершенствовать умения планировать и самостоятельно выполнять практическую деятельность с дорожными знаками;
• Адаптировать детей к транспортной среде в микрорайоне проживания;
• Воспитывать культуру поведения детей на дорогах;
• Привлечь родителей к участию в профилактической работе по предупреждению ДТП.
Предполагаемые результаты: дети получают представления и необходимые навыки безопасного поведения на дорогах, у них сформируется соответствующая модель поведения; привлечем внимание к данной проблеме родителей, воспитанников и сотрудников детского сада.
Данный материал может быть использован в различных ДОУ при организации образовательной деятельности независимо от определенного учебно-методического комплекса.
Методическая и практическая ценность данного материала определяется системой комбинирования известных методик, разработанных игровых приемов и подходов в организации работы по ПДД детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий, нацеленных на достижение результатов работы.
Добрый день, уважаемые педагоги! Мы очень рады видеть вас на нашем мастер-классе по ПДД у детей старшего дошкольного возраста. Мы не сбрасываем со счетов, что ситуация с дорожно-транспортным травматизмом в нашей стране больше, чем в Германии и Италии. А так как ребенок только в детстве получает основной объем знаний наша с вами задача: помочь ребенку войти в мир знаний по ПДД и обязательно привлечь к работе родителей. Нам известно, что для лучшего запоминания детьми знаний необходимы игровые формы обучения. Поэтому предлагаю вам вначале вжиться в роль ребенка и самим поиграть немного. Прошу несколько человек выйти на центр зала, завязать им глаза и двигаться в любом направлении. Что случилось? (авария) а для того, чтобы не случилось страшной аварии, что надо? А теперь посмотрите на экран, где изображена улица: чего на ней не хватает? (светофора, дорожных знаков и пешеходного перехода) Какие знаки вы бы разместили на нашей улице? А теперь мы с детками покажем вам небольшой спектакль.
Тема: " Помощники на дорогах"
Цели и задачи игры: совершенствовать знания детей о назначении светофора и дорожных знаков – «Пешеходный переход», «Осторожно, дети», «Скользкая дорога», «Проезд запрещен» и др.
- закрепить знания детей о правилах поведения на проезжей части и для пешехода, и для водителя;
- учить применять знания на практике в игровой деятельности, умение видеть и оценивать создавшую ситуацию, уметь моделировать свои действия;
Материал: дорожные знаки на подставке, напольный макет с атрибутами, светофор, интерактивный экран, атрибуты к игре "Пешеходы и шоферы".
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, сегодня я получила письмо от сотрудника ГИБДД. Он приглашает нас в гости. Принимаем приглашение? (ответы детей. Идут в зал, где на интерактивном экране тротуар, дома, детский сад. Детей встречает сотрудник ГИБДД.)
Инспектор: ребята, я вас пригласил сегодня сюда, т. к. мне очень нужна ваша помощь. Есть у меня знакомый мальчик Вова. Он учится в первом классе. Каждый день, возвращаясь из школы домой, Вова нарушает правила дорожного движения. Мы разговаривали с ним, но результата никакого.
Вовочка: (ребенок подготовительной группы въезжает в зал на самокате)
Заявляю всем открыто:
Я на правила сердитый,
Мне учить их надоело!
Сколько можно, нет придела!
И терпенья больше нет:
Красный свет, зеленый свет!
Со светофором не дружу,
Где хочу, там и хожу!
Инспектор: ну что я говорил? Осталась последняя надежда на вас. Может, хоть вы ему объясните, как правильно переходить дорогу?
Воспитатель: поможем? Вова, мы приглашаем тебя принять участие в нашей игре. (обращает внимание на экран). Что на нем изображено? (ответы детей). Ребята, это улица города, на которой есть дорога и тротуар. Давайте вспомним, для кого предназначены дороги, а для кого тротуар? ( ответы детей: по дороге ездят машины, а по тротуару ходят люди).
- Может ли человек ходить по дороге? (только в определенном месте)
- Как правильно переходить дорогу? (дорогу можно переходить только по пешеходному переходу, на зеленый свет светофора, при переходе дороги нужно держать взрослого за руку; переходя дорогу, посмотреть сначала налево, нет ли какого-нибудь транспорта, затем дойти до середины пешеходного перехода и посмотреть направо, не идут ли машины; если дорога безопасна, то идти дальше, до тротуара).
- дети, посмотрите внимательно на экран: чего не хватает на дорогах нашей улицы? (светофора, дорожных знаков и пешеходного перехода.)
- Давайте построим такую же улицу на нашей площадке и подумаем, куда поставить светофор? а Вовочка нам поможет разместить его (на дорогу возле тротуара, возле пешеходного перехода.)
- А какие знаки дорожного движения мы поставим возле пешеходного перехода? (знак "Пешеходный переход").
- Какой знак очень важен для шофера, если он проезжает недалеко от детского сада? (Дорожный знак "Дети").
Воспитатель: Вова, ты хоть немного запомнил правила? Это спасет тебе жизнь. Сейчас я приглашаю вас поиграть на нашей улице. Игра называется: «Водители, пешеходы, автомобили».
Вова: я запомнил ваш урок,
Заучил я на зубок.
Цели игры: закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить детей моделировать различные ситуации на дороге.
Оборудование для игры: макет перекрестка, дорожные знаки к макету, маски на голову или на грудь таблички с видами транспорта.
Ход игры: ребята, давайте мы с вами распределим роли между собой. Роль инспектора ГИБДД у нас выполнять будет наш гость Сергей Иванович, который будет наблюдать за правильным выполнением правил участниками игры. Вам надо выбрать роль водителя любого общественного транспорта и пешехода. Играть будем так, представьте себе, что произошла авария. Как вы поступите, если машина поехала на красный свет, а на перекресток уже выехала машина на зеленый свет? Следующая ситуация: наш гость будет регулировщиком, а вы должны будете действовать по его сигналу. Следующая ситуация: на дорогу выбежал ребенок. После игры обсудить, кто правильно и лучше всех выполнил свою роль и почему?
Воспитатель: ребята, у меня появилась хорошая идея: предлагаю взять какую-нибудь сказку и незаметно в нее добавить как можно больше информации о правилах дорожного движения. Вы готовы? Слушаем сказку.
В некотором царстве,
В придорожном государстве
Жил да был Иван-чудак.
Денег он скопил… ни так, ни сяк.
И решил увидеть белый свет,
Купив себе велосипед!
(звучит «Песенка кота Леопольда». Выезжает взрослый на велосипеде и «врезается в дорожный указатель», на котором вместо надписей изображены дорожные знаки: справа – «Скользкая дорога», слева – «Осторожно, дети!», прямо- «Въезд запрещен»
Иван: влип по полной, вот беда!
Ни туда и ни сюда!
Еще рано по утру тут
Был расписан весь маршрут.
Это что за кулебяки
Вместо слов рисуют знаки?
А…вот подпись тут (читает) ЮИДД (юные инспекторы дорожного движения)
Это что за чудо – юдо?
От него ли ждать мне худа?
Что ж задаром пропадать?
Надо знаки разгадать.
Направо пойдешь, а там загогулина какая – то… Змей -Горыныч что – ли? Направо не пойду, что мне жить надоело? Ага! Налево тоже не стоит… вон как ребята оттуда бегут? (смотрит на знак «Въезд запрещен») А это что? А, миленько! Какой -то ровненький прямоугольничек. Мне туда и надо! (поехал под музыку).
Воспитатель: долго ль, коротко ль он ехал…
Тут Ивану не до смеха:
Вскоре стало холодать,
И дороги не видать.
Ваня тут же задрожал,
На педальки он нажал,
И со страху он помчался…
Вдруг в кустах свисток раздался!
Иван: Это что за птица, зверь?
Не разбойник ль Соловей?
Не видать из – за кустов…
Инспектор: (выходит из-за кустов) я – инспектор Соловьев!
Что ж так грубо нарушаешь
Да и скорость превышаешь?
Иван: я превысил? Я же с детства
сел на транспортное средство!
Дети лепят куличи,
Я ж гоняю на печи,
Самокате, скутере, машине…
Так что палкой не маши мне!
Инспектор: ты, голубчик, нарушитель!
И вердикт неутешителен:
Ты проехал на кирпич!
Это большой опричь!
Всем ребятам вывод ясен:
На дороге ты опасен!
Я пока твою тачанку
Отгоню на штрафстоянку,
А тебя лишаю прав!
И взимаю большой штраф!
Иван: не привык пешком ходить я!
Водила – натура моя!
Искуплю свою вину,
Правила учить начну!
Воспитатель: послушай, это ж не сложно – взять и правила учить.
Иван: слушаю, слушаю, слушаю жадно,
Не спеша, не дыша и деликатно!
Если выйду скоро в путь,
Берегусь дороги:
Зазеваюсь вдруг чуть – чуть,
И несчастий много.
Будьте осторожны, дети,
На бульваре и проспекте!
Воспитатель:
Что ж хорошо, что ты осознал свою вину, и для начала дети вместе с Вовой, который тоже не хотел сначала знать правила, помогут тебе рассказать о знаках на твоем пути. (дети помогают).
Инспектор: и запомни: на опушке
С этих пор стоит избушка!
Хоть она на курьих ножках,
В ней сидит не бабка Ежка.
Чтоб от тех, кто мимо едет,
Отвести большие беды,
У дороженьки стоит
В каждой сказке пост ГАИ.
Воспитатель: сказка – ложь, да в ней намек…
Всем водителям урок!
Всем участникам движенья…
ДТП чтоб избежать
Все дети: будем правила движенья…
Мы с рожденья изучать!
Поют: (на мотив песни «Лелик» группы «Фабрика»)
Хочется через дорогу побежать,
Если вам мало лет?
1. На дороге хочется вам поиграть?
Осторожней будьте – наш совет.
Прежде чем дорогу взять и перейти,
Место безопасное найди.
Припев: дошкольник, помни!
Зорким будь всегда, внимательным в пути!
Дошкольник, вспомни,
А потом скорей переходи.
2. Если вышел на дорогу, нет машин –
Подожди, не спеши.
Ты направо и налево посмотри,
А потом уже переходи.
Нарушенье правил – это не про нас,
Мы их соблюдаем каждый час!
Припев.
Инспектор: дети, спасибо вам большое за урок для Вовы и Иванушки! Очень надеюсь, что эти правила вы запомните навсегда и это спасет не только вашу жизнь, но и жизнь окружающих людей.
Библиографический список
1. «От рождения до школы» (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Просвещение, 2011 – 453с.
2. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах и дорогах / Н. Н. Авдеева. – М. : ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
3. Авдеева Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей /Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : Детство-Пресс, 2015.
4. Варенцова Н. С. Опыт творческой проектной деятельности / Н. С. Варенцова – СПб. : Реноме, 2012. – 49с.
5. Агафонова К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. – М. : Просвещение, 1978.
6. Дети и дорога: метод. комплект для воспитателей детских садов. – М., 1994.
7. Добрушин А. Д. Как беречь детей /А. Д. Добрушин. – Таллин : Валгус,1976.
8. Дорохов, А. А. Зелёный, жёлтый, красный / А. А. Дорохов. – М. : Детская литература, 1976.
9. Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий /Н. В. Елжова. – Изд. 4-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2014. – 173 с.
10. Клочанов Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность : метод. Пособие по правилам дорожного движения – для воспитателей. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004.
11. Кривич, М. Школа пешехода / М. Кривич, О. Ольгин. – М. : Малыш, 1984.
12. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников / авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. 2012 – 219 с.