Ольга Теплых
Мастер-класс «Песочный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для специалистов и воспитателей ДОУ
«ПЕСОЧНЫЙ МИР»
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами. Предлагаю Вам поучаствовать в мастер-классе и окунуться в Песочный мир. Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).
Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.
Темочки:
Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.
А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.
Слайд 2.
Песочная терапия входит в виды арт-терапии и подходит для детей разного возраста.
Слайд 3.
Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом в начале 20 века, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.
Также одной из основательниц песочной терапии стала английский педиатр Маргарет Ловенфельд. Она еще в 1939 году основала технику построения мира на подносе используя мокрый или сухой песок.
В 50-е годы Маргарет Ловенфельд встречается с Дора Калфф, которая дает «Технике Мира» юнгианскую теоретико-методологическую базу и называет это «Песочной терапией». Песочная терапия базируется на убеждении Юнга, что душа может быть активизирована для достижения цельности.
В России очень много уделяет внимание песочной терапии наша коллега из Санкт-Петербурга Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она разработала несколько методик направленных как на коррекцию эмоционально-волевой сферы, так и развитие познавательной сферы.
Слайд 4.
Основными принципами песочной терапии являются :
-создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и безопасно, проявляет творческую активность;
-оживление абстрактных символов;
-реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Слайд 5.
Преимущества песочной терапии :
-может использоваться в работе с людьми разных культур и разного возраста;
-практически отсутствуют правила и ограничения;
-является естественным языком для детей;
-дает возможность клиенту перейти от роли «пострадавшего» к роли создателя своей жизни;
-обеспечивает возможность специалисту проводить личную психотерапию.
Слайд 6.
Методы песочной терапии применяются с целью:
-диагностики, коррекции и развития;
-оказания первичной психологической помощи;
-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия (несколько сеансов);
-психопрофилактическое и здоровьесберегающее воздействие.
Слайд 7.
Показаниями к песочной терапии становятся :
-трудности общения;
-взаимоотношения родителей и детей;
-кризисные ситуации (переезд, смена ОУ, развод, смена работы и т. д.);
-психологические травмы;
-расстройства настроения;
-страхи, повышенная тревожность, нервные тики;
-проблемы поведения;
-ограничения в проявлении своих чувств.
Слайд 8.
Песочная терапия, несмотря на кажущуюся простоту и вседоступность, имеет противопоказания:
• эпилепсия;
• легочные заболевания;
• сыпь, аллергия;
• гиперактивность;
• порезы на руках.
Психолог обязательно учитывает противопоказания, так что самостоятельно определять, может ли ребенок заниматься песочной терапией можно, если вы уверены, что ребенок полностью здорово.
Слайд 9.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру.
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Для организации песочной терапии понадобится :
• Ящик для песка (песочница, размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
• Песок (обычный, но просеянный, чистый)
• Вода
• Коллекция миниатюрных фигурок
Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины.
Слайд 10.
Прежде чем начать занятие по песочной терапии, важно обговорить с детьми правила игры в песочнице. Категорически нельзя брать песок в рот, кидаться им, высыпать их песочницы. Можно использовать стихотворение Т. М. Грабенко.
Слайды 11-13.
Как все начиналось в нашем детском саду? С удовольствием использую в работе с детьми различные камушки: морские, разноцветные, лунные и атрибуты морского побережья. Был собран «Морской поднос», в котором находятся натуральные ракушки, камушки, морские звезды. Также на подносе присутствуют различные украшения, бусины, сундучок с сокровищами, которые можно раздобыть на морском дне. Играя с всевозможными камушками и с «Морским подносом», ребенок расслабляется, успокаивается, снижается его психоэмоциональное напряжение, развивается мелкая моторика и творческое мышление. Часть детей, бывавших на море – его с радостью вспоминают, те дети, которые на море не были – мечтают его увидеть. Для таких занятий используется релаксирующая музыка и шум моря.
Слайд 14.
Учитывая большое количество детей в ДОУ (в данный момент 204 ребенка, я понимала, что индивидуальные занятия неприемлемы и невозможны. Было решено организовать песочный ящик на 4 посадочных места. Как видите кабинет психолога небольшой, поэтому я решила встроить ящик для песка в стол для занятий. Ящик внутри выкрашен голубой краской: дно символизирует воду, бортики – воздух. В нашей песочнице живет черепашка Сима, которая следит за порядком в песочнице. Следующий шаг – подготовка песка. Он обязательно должен быть чистым и безопасным! После обработки можно не бояться, что ребенок нечаянно попробует песок на зуб (а это случится обязательно, вопрос лишь времени).
Слайд 15.
Важно приготовить также игрушки небольшого размера, имитирующие реальную жизнь. Так, можно взять маленьких куколок, посудку, фигурки животных, деревьев, домики, машинки, предметы мебели. Для работы можно использовать и природные материалы – шишки, желуди, каштаны, камни. У ребенка будет больше поводов включить фантазию, представляя, что палочка – это дерево, а камень – дом и т. д.
Слайды 16-19.
В подгруппы включаются дети с речевыми проблемами, тревожные и робкие, «новички» и по просьбе родителей. Расписание постоянно меняется, одни дети включаются, другие уже не нуждаются в занятиях, так как их небольшие проблемы решены.
Основные задачи, которые решены с помощью занятий в песочнице :
• Снижена импульсивность, тревожность, агрессивность, уменьшилось эмоциональное и мышечное напряжение.
• Развиты коммуникативные навыки и межличностное доверие между детьми и взрослым.
• Развиты познавательные процессы и обогащен эмоциональный опыт детей.
• Развиты творческие способности, воображение, познавательный интерес.
А самое главное - попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!
А теперь, дорогие коллеги, я приглашаю Вас самостоятельно ощутить на себе магическое действие песка и поиграть в песочнице. Предлагаю Вам следующие песочные игры :
Игра «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Содержание.
Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
Игра «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Содержание.
Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Игра «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Содержание.
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Содержание.
• «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
• «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
• «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
• «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
• «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игра «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Содержание.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
Игра «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Содержание.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе.
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Слайд 20.
Дорогие коллеги! Благодарю Вас за активное участие в мастер-классе, надеюсь, что знания, полученные здесь, помогут вам в вашей профессиональной деятельности. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество! До новых встреч!