Елена Родина
Дидактические игры и пособия по технологии освоении детьми способов составления сравнений
▼ Скачать + Заказать документы
Технология обучения детей составлению сравнений
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщенной модели.
Модель составления сравнений :
• Воспитатель называет какой либо объект;
• Обозначает его признак;
• Определяет значение этого признака;
Публикация «Дидактические игры и пособия по технологии освоении детьми способов составления сравнений» размещена в разделах
• Сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте
• Пример:
• Цыпленок (объект №1)
• По цвету (признак)
• Желтый (значение признака)
• Такой же желтый (значение признака)по цвету (признак,как солнце (объект № 2)
Задачи младший возраст:
Учить детей выделять
• Выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;
• Понимать сравнение, произнесенное педагогом;
• Упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков. Ввести в активную речь словесный оборот «такой же. (по признакам цвета, формы,вкуса, звука, температуры)
• Повторять за педагогом сравнения;
• Составлять сравнения по двум- трем признака.
• Пример:» Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко» (далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака круглое по форме- солнце, колесо, тарелка)
Задачи средний возраст
• Продолжать учить детей:
• Выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов;
• Понимать сравнение, произнесенное педагогом. Упражнять в сравнении по признакам, значениям признаков;
• Составлять сравнения по двум- трем признакам. Побуждать детей к созданию двух- трехстрочных загадок по разным моделям;
• Оценивать сравнения и выбирать лучшее.
• Пример: воспитатель предлагает сравнить прохладный ветер по температуре с каким либо другими объектами. воспитатель помогает составить фразы «ветер на улице по температуре такой же холодный, как воздух в холодильнике.
• Задачи старший возраст
• Необходимо научить детей:
• Самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов; понимать сравнения, встречающиеся в художественной литературе и употребляемые педагогом; побуждать объяснять смысл данного сравнения; сравнивать объекты по различным признакам;
• Самостоятельно составлять двух- трехстрочные загадки по разным моделям,
• Оценивать сравнения (загадки) и выбирать лучшее;
• Понимать и объяснять смысл метафор. Побуждать к созданию метафоры по разным моделям;
• Оценивать уровень составляемых метафор, выбирать лучшее.
• Пример:(воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнение с другими объектами (цвету,форме, действию) ребенок сам выбирает какие либо значения данного признака- дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение –золотистое –выбрано ребенком. Дерево корявое, такое же, как руки Бабы Яги" (взят признак формы в значении корявый и сравнивается с внешним видом отрицательного героя). Сравнение построено на обесценивании красоты формы (занижение).
• Параллельно с обучением составлению сравнений проводится работа по составлению загадок.
Технологическая карта освоения детьми способов составления сравнений
• Предлагаем детям табличку «учимся сравнивать».Выбираем две картинки с изображением объектов похожих по какому-либо признаку и расположить их в крайние ячейки справа и слева. Например:Картинка с изображением солнца Схема имени признака цвет =
Такое же, как Схема имени признака цвет картинка с изображением цыпленка
Читаем получившееся сравнение : солнце по цвету желтое, такое же, как по цвету цыпленок.