Анна Пимшина
Мастер-класс по организации сюжетно-ролевой игры «Путешествие в парк имени Героев»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
по организации сюжетно-ролевой игры : «Путешествие в парк имени Героев»
Цель: повышение уровня знаний и умений современного педагога при организации сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов о сюжетно-ролевой игре.
2. Проигрывание и обсуждение различных этапов сюжетно-ролевой игры «Путешествие в парк имени Героев»
3. Формировать у педагогов позитивное настроение, инициативу в творческом процессе.
Публикация «Мастер-класс по организации сюжетно-ролевой игры „Путешествие в парк имени Героев“» размещена в разделах
Комплексно-методическое обеспечение:
- Компьютер, мультимедийный проектор;
- Готовые карточки – схемы;
- Карточки – задания;
- Маркеры, фломастеры;
- Картон;
- Технологическая карта игры.
- Атрибуты для ролей:
Космонавт – шлем, пилотка,
Мама - сумочка,
Папа – кепка,
Медик – повязка,
Инопланетянин – волосы,
Руководитель полета – наушники,
Тренер – гантели,
Журналист – фотоаппарат
Ход работы:
I-й этап подготовительный
Вступление (сообщение цели, актуальность проблемы)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Приветствую Вас на мастер-классе, но для того чтобы узнать его тему, ответь пожалуйста на пару вопросов.
Что является средством развития личности дошкольников и средством их общения?
Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения?
Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим.
Совершенно верно – это ИГРА.
Тема мастер-класса : «Организация сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста».
Цель: повышение уровня знаний и умений современного педагога при организации сюжетно-ролевой игры.
Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по его потребности, и каждый ее компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущения своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.
Овладение игрой на уровне самодеятельности открывает воспитанникам возможность играть рядом, не мешая друг другу (в младших группах, и коллективно (уже в средней группе, начиная с совместного определения замысла. Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры. Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:
- во – первых, ее нужно организовывать так, чтобы в игре (в каждом ее виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает ее как свою цель;
- во – вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для подражания (героям, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения и т. д.).
- в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибким, жестоким в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью.
(С. И. Гессен).
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо её грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.
Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников развивается не спонтанно, а постепенно и характеризуется следующими особенностями:
- на 1-м этапе ребёнок в совместной игре с взрослыми подражает его действиям с игрушками;
- 2-й этап: дети самостоятельно начинают выполнять усвоенные действия с игрушками, а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы;
- 3-й этап: появление изобразительной игры. Её содержание - условно-орудийные действия. Ребёнок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни.
Постановка проблемы.
Организация и проведение детской игры является одним из наиболее сложных аспектов. Зачастую педагог даёт конкретный образец действия, игра схематична и похожа друг на друга. Поэтому воспитатель должен уметь правильно организовать и руководить игрой, исходя из возможностей ребёнка, не подавляя его интересов и инициатив.
II-й этап основной.
III-й этап практический.
Ведущий: Сегодня я хачу вам предложить представьте себя ребенком, и отправиться вместе со мной в наш Парк культуры и отдыха имени Героев.
В нашем прекрасном городе очень много мест отдыха интересных, преинтересных. Самое любимое место наших жителей города это Парк имени Героев, в нем можно отдыхать всей семьей.
Я сама очень люблю разные аттракционы, а в Парке Героев есть и карусели, есть большие машинки, автодром на которых можно покататься и веселые горки и вы знаете каждый раз, я сижу, дома и думаю вот поехать бы еще в этот Парк Героев на аттракционы.
- А вы бы хотели сейчас оказаться в Парке Героев на аттракционах? Хотели. Замечательно.
(Раздается сигнал автобуса)
- Ой, что это такое сигналит? Знаете, что сигналит? Это наш автобус. Я придумала! Мы сейчас с вами построим автобус и на нем поедим в Парк Героев на аттракционы. Хотите?
Воспитатели: Да.
Ведущий: Пойдемте.
Приглашает всех пройти в музыкальный зал и расставить стульчики. Впереди один для водителя, за ним по два для пассажиров.
Мы красиво поставили стульчики, а сейчас построим сам автобус. Вот смотрите, что у меня есть? Что это ребята? (Показывает строительные кубики)
Воспитатели: Кубики.
Ведущий: Правильно ребята. Мы сейчас из кубиков построим. Будем брать кубики, вот это Марина мне поможет, да, и Катя, и Юля, стройте, пожалуйста, ребята. (Раздает каждому строительные кубики). Я вам всем раздам, чтобы мы быстрее построили наш автобус. Мы построим автобус из кубиков, кирпичиков, они такие у нас красивые: красного цвета, желтого, можно и колеса если колесики у вас есть, то можно и колесики построить. Автобус у нас поедет по дороги быстро, быстро. Вот какой у нас будет автобус. Замечательно. Вот здесь, наверное, надо сделать нам с вами вход, правда, в автобус. Помогайте все, автобус будет большой, красивый. Замечательно. Наверное, все хотят поехать на аттракционы, там будет весело. Все дети идите сюда и посмотрите, какой автобус красивый мы построили. Нравиться вам наш автобус? Замечательно, так и хочется на нем прокатиться.
А теперь мои хорошие вы уже не дети, вы пассажиры. Проходите в автобус и присаживайтесь на свободные места. Аккуратно, проходите, друг друга пропускайте, присаживайтесь, мальчики у нас девочек пропускают всегда. Да? Замечательно. И я с вами зайду в автобус. Вот смотрите, какая у меня сумка. Ведете, какая сумка. Интересно, что в этой сумки. Вам интересно? Посмотрим? Посмотрим, что в сумке. Что же в этой сумке ребята. (Восхищаясь достает из сумки кошельки)
Ух ты ребята, да здесь настоящие кошельки, давайте быстрее разбирайте кошельки и посмотрите, что же в них есть. Посмотрите, что же в них там есть? Посмотрите, пожалуйста. Ну, ка посмотрите.
Воспитатели: Монетки.
Ведущий: Монетки там есть. А может кто-то знает, для чего эти нам монетки нужны, ребята?
Воспитатели: Чтобы оплатить проезд.
Ведущий: Я буду кондуктором хорошо? Вот мое место кондуктора. Я сяду сюда и буду кондуктором. Все уселись? Удобно? Тогда поехали. Ребята, а почему мы с вами не едим то, а? Почему автобус не едет?
Воспитатели: Водителя нет.
Ведущий: Водителя у нас в нашем автобусе не хватает. А кто же у нас будет водителем? Давайте считалочкой выберем, давайте? Давайте?
Воспитатели: Давайте!
Ведущий:
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком
Зацепилась за перила
Прямо в речку укатила.
Кто не верит это он
Выходи из круга вон.
(С помощью считалочки выдирается водитель)
Водителям у нас будет Марина. Садись Марина на место водителя. Вот тебе руль.
Сейчас я буду вам продавать билетики. Приготовьте, пожалуйста, денежки. Одна монетка. Пожалуйста. Так хорошо. Вот ваш билетик.
Воспитатели: Спасибо.
Ведущая: Вот вам билетик. Вам сдачи надо дать. Две монетки вы много дали. Ваш билетик. Пожалуйста, ваш билетик. Вам билетик. Приобретайте билетики. Приобретайте пассажиры билетики. У всех билеты есть. Водитель у нас есть, и мы с ребятками поехали в Парк Героев. (Присаживается на свое место)
Осторожно двери закрываются. Следующая остановка Парк Героев. А мы с вами споем веселую песенку: «Мы едим, едим, едим в далекие края
Веселые соседи, веселые друзья
Нам весело живется, мы песенку поем
А в песенке поется, о том, как мы живем
Посмотрите в окошка, наша остановка. Осторожно, двери открываются. Ребята, выходите осторожно из автобуса смотрите, пропускайте друг друга, мальчики девочек пропускают, и строимся с вами парами. Мы пойдем сейчас свами в Парк Героев. Построились. Молодцы.
Давайте я возьму у вас билетики, вам с ними будет не очень удобно с ними ходить. Замечательно. (Собирает билеты у воспитателей) А кошелечки смотрите не теряйте, потому, что мы с вами идем на аттракционы, и нам нужны будут обязательно денежки. Ведь на аттракционах мы обязательно купим билеты, нас же с вами не пустят кататься.
Замечательно. Вот мы и пришли в Парк Героев. Посмотрите как здесь красиво, как тут замечательно и я вам предлагаю сегодня покататься на машинках. Мы с вами пойдем на аттракцион, который называется «Автодром». Только на аттракцион нам нужны билетики. Правда, ребятки? Ну, кассир что-то опаздывает. Кассира у нас нет.
Воспитатели: Считалочкой посчитать.
Ведущий: Считалочкой. А может просто кто-то хочет быть кассиром, ребята? Давайте ка Юля будет кассиром у нас, садись, будешь билетики продавать на наш аттракцион. Пожалуйста, ребята покупаем билетики одна монетка. На «Автодром», называйте аттракцион, а то вдруг кассир перепутает и продаст вам билет на другой аттракцион.
Сейчас строимся в очередь, я буду контролером, я буду пропускать вас на аттракцион. На аттракционе цветные автомобили. Посмотрите, пожалуйста, какого цвета ваш билет, такого цвета будет руль вашей машины. Пожалуйста, проходите на машинку. (Собирает билеты и приглашает пройти на машинки)
(2 – 3 стола, на которых, лежать разного цвета круги: зеленый, красный, желтый. Воспитатели, подходят к столам и берут круг такого цвета как их билет)
Ведущая: Замечательно. Кому будут, мешают кошельки, у нас специально есть камера хранения. Пожалуйста. Кому мешают кошелечки, пожалуйста, в нашу камеру хранения можете их сдать. Пожалуйста, кошелечки в камеру хранения.
Так замечательно, все нашли свою машинку, молодцы, не ошиблись и наш аттракцион начинается. (Включается быстрая музыка, воспитатели, держа перед собой руль, передвигаются по комнате 1-2 мин.) Поехали на машинах.
Мне интересно, даже эмоций никаких нет. Пожалуйста, аттракцион закончен, поставьте машину в гараж. Молодцы! (кладут круги на место, на столы).
Ели ели, ели ели,
Закружились карусели.
На какой аттракцион мы с вами сейчас пойдем?
Воспитатели: Карусели.
Ведущая: На карусели.
Пожалуйста, очередь постройте к нашей кассе. Сейчас нам кассир продаст билетики, на карусели. Не забудьте взять свои кошелечки. Взяли кошелечки, кто в камеру хранения сдал? Подходим к кассе и покупаем билетики.
Я буду опять контролером. Пожалуйста, кто купил билетики проходите. Проходите ваше место. Приятного вам отдыха. Кошелечки можете опять сдать в камеру хранения, если они вам мешают. Молодцы.
(Воспитателям предлагается взяться за уголки разной ткани или ленточки)
Ну скорей! Скорей, скорей ребята! Смотрите, какая карусель. Взялись все? Всем хватило? Замечательно, и поехали!
(Ходят по кругу, поют песню «Карусель»)
Ели ели, ели ели,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом (Бегут по кругу медленно)
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом (Бегут по кругу быстрее)
Тише, тише, тише, тише,
Тише, карусель остановите. (Останавливаются, ведущий предлагает еще раз прокатиться, только в другую сторону)
А давайте еще прокатимся? Повернемся в другую сторону и возьмемся за карусель другой рукой. И так, поехали:
Ели ели, ели ели,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом (Бегут по кругу медленно)
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом (Бегут по кругу быстрее)
Тише, тише, тише, тише,
Тише, карусель остановите. (Останавливаются)
Ведущая: Вот как мы покатались! (Собирает карусель и убирает)
Понравилась вам на карусели кататься?
Воспитатели: Да.
Ведущая: Понравилось. А вообще ребятки, в Парке Героев Вам понравилось?
Воспитатели: Очень. Да.
Ведущий: Я рада, и мне очень понравилось. А сегодня в нашем Парке Героев раздают всем подарки. (Вынести воздушные шарики)
Приходите к нам еще. Приглашаем мы гостей. (Раздает воздушные шарики). Мы вас рады видеть, чтобы у вас было хорошее настроение, веселое. Как можно чаще приходите к нам в гости.
Ну, что мои хорошие, строимся парами, нам пора возвращаться в детский сад. Пожалуйста, стройтесь парами. (Воспитатели становятся парами).
Вы себя сегодня хорошо ведете, мне даже не приходиться вам делать замечания. Молодцы! Пойдемте с вами в наш автобус. Пожалуйста, проходите, не толкайтесь, мальчики пропускают девочек. Все удобно садятся. Кошелечки свои не забыли? (Раздает кошельки воспитателям). Денежки у всех остались? Хорошо!
Кондуктор занимает свое место. (Становиться возле своего стульчика и берет сумку). Ну, что мои хорошие поедемте в наш детский сад «Лучистый», а то там нас обед уже ждет. Приготовьте, пожалуйста, денежки, на обратный проезд. Будем с вами билеты покупать. Пожалуйста. (Берет у каждого денежку и выдает билет). Сохраняйте билет до конца поездки, строго работает контроль, на нашем маршруте. Пожалуйста. (Обилечивает всех пассажиров).
А давайте мы свами нашу песенку споем?
«Мы едим, едим, едим в далекие края
Веселые соседи, веселые друзья
Тра-та-та, тра-та-та
Мы везем с собой кота
Чижика собаку,
Кошку забияку,
Обезьяну, попугая
Вот компания какая!
Вот компания какая!
Наша остановка. Осторожно, двери открываются, остановка детский сад «Лучистый». Приехали мы свами. Долго мы катались? Автобус нас привез домой в наш детский сад. Выходим осторожно, друг друга пропускаем, мальчики пропускают девочек. Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо играли!
IV. Заключительная часть.
Ведущая: Наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что тема, которую мы сегодня затронули, была для вас интересной, а материал, который я приготовила, оказался полезным для вашей профессиональной деятельности.
Рефлексия. Аналитические умения.
- С каким настроением вы покидаете семинар?
- Что нового вы взяли для себя?