Раулец Ольга Сергеевна
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Ниткография»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников, через внедрение в воспитательно – образовательный процесс технологии «Ниткография».
Задачи: Познакомить детей с новым материалом рисования – нитью с её разновидностями, разными методами и приёмами использования в работе; учить детей рисовать, подбирать цвета и создавать рисунки с помощью разнообразных по составу нитей (мулине, шерстяных, капроновых, гладких, ворсистых и т. д.); развивать зрительно-моторную координацию, воображение, фантазию, логическое, образное и пространственное мышление, способности к творчеству и познанию; способствовать развитию внимания; формировать плавность, ритмичность и точность движений; подготавливать руку ребёнка к письму; воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение.
Публикация «Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования „Ниткография“» размещена в разделах
Ниткография – великолепная техника рукоделия. Еще можно встретить название «картина из нитей», «рисование нитками». Ниткография была позаимствована у индейского народа уичоли, который проживал в западной и центральной частях Мексики. Они изготавливали своеобразные картины из пряжи. Традиционно картины представляли собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Согласно поверьям, дощечки с такими картинами являлись проводниками в мир духов.
Впервые выставка крупных картин, выполненных в этой технике, прошла в Гвадалахаре в 1962 году. В настоящее время широкий ассортимент разноцветной пряжи позволяет создавать сложные композиции, представляющие собой истинные произведения искусства. Нитяная графика как вид декоративно-прикладного искусства, продолжила свое существование в Англии в 17 веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Сейчас это искусство очень знаменито, его используют во многих странах для украшения дома и быта.
Ниткография может быть очень разнообразной по технике, для одной потребуется клей, нитки и ножницы, чтобы создавать контур на который выкладываются окрашенные нити. Другой-используют только нитки, покрытые цветовым пигментом и альбомный лист.
Рисование для детей – это первая творческая деятельность. Художественные занятия способствуют формированию разносторонней, гармоничной личности. Они тренируют мелкую моторику и готовят руки к письму, учат внимательности к деталям и концентрации. Существует множество техник рисования, но особенно полезным для детей считаются нетрадиционные. Создавать рисунки ладошками, мыльными пузырями, штампами, нитками и другими оригинальными способами в детском возрасте гораздо проще и веселее, чем карандашом или кисточкой. Освоив разные техники, ребенок начинает мыслить шире и может точнее изобразить на бумаге задуманный образ. Рисование ниткой с краской примечательно простотой и необычностью. Получаемые образы – абстрактные. В них можно рассмотреть Жар-птицу, цветок, морские волны, вихрь. Дети подключают фантазию и тем самым развивают творческое воображение.
Интересно и доступно технику описывает следующая сказка-история: «Жила-была ниточка. Она была совсем одинешенька. В один прекрасный день решила ниточка погулять. Погода стояла чудесная – пригревало желтое солнышко, зеленела травка, а на синем небе резвились пушистые белые облачка. И так ей понравилась картина вокруг, что захотелось все перенести на лист бумаги. Да вот беда, не было у ниточки друга-карандаша и подруги-кисточки. Тогда она решилась и окунулась в яркую краску сама. Прыгнула ниточка на бумагу, и тут же на ней показались солнышко, травка и задорные тучки!»
Существуют разные техники получения рисунков с помощью ниток. Рассмотрим каждую отдельно. Рисовать нитками можно по-разному. Каждый создаваемый образ уникален и зависитот видения его автором. Творчество помогает детям развивать мышление и навыки в рукоделии своими руками, а взрослым отвлечься от повседневных сложностей. Начиная освоение техники лучше с создания простых образов, после освоения правил управления нитью можно делать сюжеты более сложными. Ниткография – техника рисования для детей, где для воплощения художественного образа используются шерстяные нитки. Рисунок может быть выполнен несколькими способами: путем пропитывания ниток краской и скольжения по бумаге, выкладыванием аппликации по схеме, а также штампами. В детском саду занятия по нетрадиционным техникам рисования проводятся в средней и старшей группе, то есть с детьми 4–6 лет. Детям трехлетнего возраста можно дать для занятий не нитку, а шнурок (важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.
Для детей постарше можно предложить аппликацию из пряжи. Суть этого метода заключается в том, что на определённой основе или фоне располагается мелко-нарезанная масса ниток. Вся композиция выполняется с помощью клея. Сюжеты таких аппликаций могут быть разнообразными, целые композиции или отдельные предметы.
Главная цель таких занятий: создание условий для эксперементальной деятельности ребенка в области освоения образности и символики цвета. Задачи которой являются творить новые смыслы и формы, развивать творческий потенциал детей, фантазию, образное мышление, прививать художественные навыки и эстетический вкус.