Лариса Стрельцова
Мастер-класс для педагогов «Фитнес-технологии для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а значит – нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме». Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников. В определенной мере помочь в этом может детский фитнес.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Фитнес-технологии для дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
А что же такое детский фитнес?
«Детский фитнес» – это система мероприятий, направленных на воспитание здорового жизнерадостного физически совершенного гармонически и творчески развитого ребенка.
Использование элементов детского фитнеса в ДОУ позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит ребенка с возможностями своего тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье.
Области применения фитнес технологий :
- как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в показательных выступлениях детей на праздниках, соревнованиях;
- как физкультурные досуги.
В последние годы спектр фитнес - технологий, в работе с детьми значительно расширился:
- игровой стретчинг;
- фитбол - гимнастика;
- степ - аэробика;
- классическая аэробика;
- лого – аэробика;
- звероаэробика.
Игровой стретчинг.
Что же такое стретчинг? Само слово «стретчинг» в переводе от английского слова «stretch» – растягиваться. Обучение культуре движений, раскованному владению своим телом. Стретчинг – комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.
В основу стретчинга входит:
- Медленное и плавное выполнение упражнений;
- Расслабление мышц;
- «Правило ровной спины»;
- Спокойное дыхание.
Сказка про девочку.
Жила на свете одна маленькая девочка, жила она в тропическом лесу, где много разных зверей. Однажды проснулась (полуприсед, пальцы рук сцепить в замок перед грудью, опустив голову, медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони, руки через стороны опустить вниз) и отправилась погулять.
Идет сквозь высокую траву (ходьба высоко поднимая ноги, руки на поясе,
по узенькой извилистой тропинке (ходьба на носках, руки в стороны,
пробираясь сквозь густые заросли (приставным шагом, руками раздвигая ветви,
рассматривая верхушки высоких деревьев (ходьба спиной вперед, руки сзади).
Вышла девочка к крутой горе и осторожно начала спускаться, но гора была крутая и она быстро побежала вниз. Спустилась с горы, и увидела на полянке очень красивые цветы, так понравились они ей, нарвала букетик (наклоны,
а навстречу идет медвежонок грустный-грустный (сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их, пятки приблизить к ягодицам, руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны. Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено. Задержаться нужное время, то же движение левой ногой).
Посмотрела на него девочка, жалко ему стало медвежонка. И отдала она ему свой букетик цветов, который на полянке насобирала.
Это мне? – удивился медвежонок. – А за что?
Просто так, – ответила девочка и дальше пошла.
А медвежонку сразу стало весело, ведь так приятно, когда что-то дарят, а особенно цветы. Весело подпрыгивая, медвежонок побежал дальше.
Фитбол – мяч
Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Упражнения на фитбол мячах.
1. «Буратино»
И. п. – сидя на мяче, руки на бедрах.
Выполнение: 1 – поворот головы вправо; 2 – 3 – медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от правого плеча к левому; 4 – и. п. (5р.)
2. «Болит голова»
И. п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч.
Выполнение: прыгать, держась руками за голову и качать ею то в одну, то в другую сторону (8-10р.).
3. «Силач»
И. п. – сидя на пятках, держать мяч руками.
Выполнение: 1 – встать на колени, поднять мяч вверх, посмотреть на него; 2 – и. п. (5р.).
4. «Незнайка»
И. п. – сидя на мяче, руки опустить.
Выполнение: 1 – 2 – подъем плеч, руки скользят вдоль мяча вверх; 3 – и. п. (7р.).
5.«Потянемся к солнышку»
И. п. – сидя на мяче, руки опустить.
Выполнение: 1 – 2 – руки вверх, потянуться; 3 – и. п. (6р.).
6. «Пловцы»
И. п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки опустить.
Выполнение: прыжки на мяче, имитируя движения пловцов (10-12р.).
Степ – аэробика
Степ – аэробика – аэробика с применением специальных невысоких платформ. Занятия степ - аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Вообще степ-платформа – это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 5 – 7 лет, способствует формированию осанки, костно - мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно - сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.
Классическая аэробика
Аэробика – это система упражнений, включающая в себя танцевальные движения, шаги и гимнастику в танцевальном сопровождении. Аэробика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, занятия ею повышают функциональные возможности сердечно - сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. При составлении комплексов и занятий аэробикой для дошкольников учитывается не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы доступны детям дошкольного возраста, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, можно передавать образно, в игровой форме. Детская аэробика помогает детям развить двигательные навыки, улучшает их самочувствие и благоприятно сказывается на общем морально-психологическом состоянии.
«Кулачки вверх»
И. п. : то же, руки в кулачках перед грудью;
1 – поворот вправо, кулачки вверх;
2 - и. п. ;
3 – 4 тоже влево.
«Руки вдоль туловища»
И. п. : о. с., руки вдоль туловища;
1 – наклон вправо, рука скользит по туловищу;
2 –и. п. ;
3 – 4 то же влево.
«Буратино»
И. п. : о. с.
1 – подскок на пятку, руки согнуть пальцы расставить; 2 - и. п. ; 3 – 4 то же левой.
Лого - аэробика Звероаэробика
Звероаэробика – аэробика подражательного характера; развивает воображение и фантазию.
Повеселитесь вместе с крохой, подражая разным животным. Покажи малышу позу, имитирующую, например, суслика, лошадку или лягушку, и ему тут же захочется эту позу повторить. А еще упражнение можно озвучить смешными "и - го - го! " и "ква-ква!
Примерные игровые - подражательные упражнения
- Имитация ходьбы слона – спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога – прямая).
- Имитация ходьбы пингвина – спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.
- Имитация движений петуха. При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.
- Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и. п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.
- Имитация движения полета птиц. Ребята выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.
- Имитация движений животных (кошки, собаки и т. д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову.
- Имитация прыжков зайца. Прыжки выполняются в полуприседе. И. п. : ноги вместе, руки на поясе, спина прямая, отталкиваться двумя ногами одновременно.
Лого - аэробика
Лого - аэробика – физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший; развивает координацию движений и речь ребёнка.
– это хороший способ превратить малыша-молчуна в тараторку, хороший потому, что мягко включает и тренирует все речевые центры. Представьте себе обычную гимнастику с потягиваниями и прыжками, чтение стихов вслух и дыхательные упражнения и когда все это делается под музыку и одновременно – это и будет логопедической ритмикой.
Тренировка полезна и для детей с задержкой развития речи или заиканием, и для общего развития любого ребенка. Основной принцип, на котором базируется логопедическая ритмика, - координация между произношением и моторикой.
Примерные упражнения по лого-аэробике.
Ходьба
Очень полезны упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат или кубики. Пять или шесть предметов раскладываются на расстоянии 35-40 см один от другого. На следующем этапе подключается ходьба под звуковые сигналы – барабан, счет или ритмичные стихи.
Лед да лед,
Лед да лед,
А по льду
Пингвин идет.
Скользкий лед,
Скользкий лед,
Но пингвин
Не упадет.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу.
Я ее не разбужу.
Тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук, тук.
Моих пяток слышен стук.
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.
Важно, чтобы ритм менялся, это нужно, чтобы дети учились реагировать на звук.
Доступность направлений детского фитнеса определяется прежде всего тем, что их содержание базируется на простых ОРУ и для большинства из них не требуется специального оборудования (исключение составляют упражнения на тренажерах, степах, фитболах).
Эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребенка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний.