Оксана Позднякова
Мастер-класс «Палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию мастер класс по теме : «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера».
Публикация «Мастер-класс „Палочки Кюизенера“» размещена в разделах
-Всем известно, что у детей, а особенно у дошкольников самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, у него тренируется воображение, мышление и он развивает свои творческие способности.
-Все уже играли, на своих занятиях математики. И сегодня мы с вами этим и займёмся.
-Давайте представим себя волшебниками. У Вас на столах лежат прямоугольные листы бумаги. Вам нужно будет на одинаковом расстоянии, сверху, вниз, нарисовать восемь вертикальных полос. Теперь, этот прямоугольник, надо будет разрезать по диагонали от первой линии по восьмую линию. И у Вас получатся две разрезанные детали.
-Молодцы!
-А теперь давайте помашем этими листочками вправо, влево. Давайте подуем на них.
-Молодцы!
-А сейчас давайте соединим эти части и немножечко их сдвинем. Наложим верхнюю, на нижнюю. Полос должно получиться семь.
-Почему так получилось?
-Потому, что мы их немножечко сдвинули, вниз.
-Когда ребёнок, придя домой из детского сада, повторит, этот фокус дома, своим родителям. Он почувствует себя настоящим волшебником.
Наш детский сад с недавних пор стал применять в работе цветные палочки Кюизенера. Это Бельгийский математик Джордж Кюизенер, который проработал во 2 половине 20 века. Он работал простым учителем математики и создал уникальный дидактический материал «Формирование математических способностей у школьников дошкольников. В 1952 году вышла книга «Числа и цвета». Главная отличительная особенность Кюизенера в том, что ребёнок осваивает простые математические понятия в игре. Поэтому математика будет у него осоциироваться с простыми увлекательными занятиями. Сам автор рекомендовал проводить свои занятия с детьми от 1 года, но не редко подчёркивал, что его разработка будет интересна, как детям дошкольникам, так и школьникам 8-9 лет.
Работа с цветными палочками оказывает положительные влияния на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости. Вызывают конструкторские и комбинаторские способности. При этом палочки Кюизенера можно использовать и как самостоятельного обучения, и как дополнительный материал к основной методике раннего развития.
Цветные числа дают решать следующие задачи:
-Формируем понятие числовой последовательности, состава числа.
-Подводим к осознанию отношений «больше -меньше», «вправо-влево».
-Делим целое на части и измеряем объекты условными мерками.
-Складываем, вычитаем, умножаем и делим.
-Развиваем психические процессы.
-Развиваем познавательную активность.
И так, что же представляют, из себя цветные палочки Кюизенера.
-Вы, теперь коллеги можете открыть свои коробочки, которые лежат перед Вами.
-Посмотрите, пожалуйста, это набор цветных, счётных палочек. Они отличаются по цвету и размеру. Палочки одной длины, выполнены в одном цвете. И отображают определённое число.
-Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение, которое оно выражает. Всё очень просто.
Эти палочки представляют следующие классы чисел:
-Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»
-Палочки 3,6,9 образуют «синюю семью»
-«Семейство жёлтых» - составляет 5 и 10.
-В «семейство красных» входят числа кратные двум
Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек, 10 разных цветов и разной длины. Наименьшая палочка имеет длину 1 см., и является кубиком. Цифры от 1до 10, знаки действий, знаки отношений.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 штук,
розовая - число 2 - 20 штук,
голубая – число 3 - 16 штук,
красная – число 4 - 12 штук,
жёлтая – число 5 - 10 штук,
фиолетовая – число 6 - 9 штук,
чёрная – число 7 - 8 штук,
бордовая – число 8 - 7 штук,
синяя – число 9 - 5 штук,
оранжевая – число 10 - 4 штук
-Давайте с Вами разберём. Самая маленькая палочка, в этом наборе, это белая. И она обозначает число 1. Дальше идёт чуть, побольше по величине, розовая палочка. Это 2 белых палочки. Число 2. Затем голубая. Это 3 белых палочки. Это число 3 и т. д.
-И самая большая палочка в нашем наборе, оранжевая. Это 10 белых, маленьких. Это число 10.
Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство.
Работу с палочками надо проводить в 2 этапа.
В целях безопасности - работаем под присмотром взрослых!
На 1 этапе- мы работаем с малышами. Здесь малыши играют, как с обыкновенными КУБИКАМИ. ОЧЕНЬ ВАЖНО НА 1 ЭТАПЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ, ПОТРОГАТЬ ИХ. ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ, КАКОЙ ОНИ ДЛИНЫ, КАКОГО РАЗМЕРА, ЦВЕТА.
МОЖНО ПРОВЕСТИ ПРОСТЫЕ ИГРЫ. НАПРИМЕР:
-ПОКАЖИ ПАЛОЧКУ СИНЕГО ЦВЕТА.
-ПОКАЖИ ПАЛОЧКУ ЖЁЛТОГО ЦВЕТА.
-ТАК ЖЕ МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ МОЖНО ПОДВЕСТИ, ВОТ К ТАКОЙ ИГРЕ.
-ПОКАЖИТЕ ПРАВУЮ ЛАДОШКУ. ВОЗЬМИТЕ ИЗ КОРОБОЧКИ СТОЛЬКО ПАЛОЧЕК, СКОЛЬКО У ВАС ПОМЕСТИТСЯ В ЛАДОШКЕ.
-СКАЖИТЕ, КАКИЕ ПАЛОЧКИ ВЫ ВЗЯЛИ, ПО ЦВЕТУ. (НАЗЫВАЮТ ЦВЕТА). НАПРИМЕР: КРАСНУЮ, СИНЮЮ И Т. Д.
2 ИГРА.
-ВЫЛОЖИТЕ 1 БУКВУ СВОЕГО ИМЕНИ.
-ВОТ ТАКИЕ ПРОСТЫЕ ИГРЫ МОЖНО ПРОВЕСТИ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ.
3 ИГРА.
«КУКЛА МАША ВЪЕХАЛА В НОВЫЙ ДОМ. НО У НЕЁ НЕТ МЕБЕЛИ. МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ НАШЕЙ КУКЛЕ?
-ДА.
-ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ?
-МЫ МОЖЕМ ПОСТРОИТЬ ЕЙ МЕБЕЛЬ.
-СТОЛЫ, ШКАФЫ, КРОВАТЬ И Т. Д.
-МОЛОДЦЫ!
ДЛЯ РАБОТЫ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ». МЫ ЗАПЛАНИРОВАЛИ ПРИОБРЕСТИ ИХ, В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ.
НА 2 ЭТАПЕ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОРМИРУЮТСЯ ПЕРВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. КАК ЖЕ МЫ ИХ ФОРМИРУЕМ?
-РАССМАТРИВАЕМ НАШИ ПАЛОЧКИ. И ОБЪЯСНЯЕМ ДЕТЯМ, ЧТО ЭТО ЧЕТЫРЁХГРАННИК. ТАК ЖЕ ОБЪЯСНЯЕМ, ЧТО САМА ПАЛОЧКА 1- БЕЛАЯ, ЗАТЕМ 2 –РОЗОВАЯ, СЛЕДУЮЩАЯ 3- ГОЛУБАЯ И Т. Д.
-САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ИГРА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ЭТО ЛЕСЕНКА.
-Т. Е. ОБЪЯСНЯЕМ ДЕТЯМ. ВОЗЬМИТЕ САМУЮ МАЛЕНЬКУЮ ПАЛОЧКУ. ПОЛОЖИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ. ЗАТЕМ ВОЗЬМИТЕ ПАЛОЧКУ ПОБОЛЬГЕ, ПОТОМ ЕЩЁ БОЛЬШЕ, ЕЩЁ И ЕЩЁ. И ТАКИМ ОБРАЗОМ У ВАС ВЫСТРАИВАЕТСЯ, ЛЕСЕНКА. ЛЕСЕНКУ МОЖНО ПОСТРОИТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНО И ВЕРТИКАЛЬНО.
-ЗДЕСЬ ИЗУЧАЕТСЯ И ДЛИНА, И ВЫСОТА, И ЦВЕТ.
-ТАК ЖЕ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ДЕТЯМ, ПРОЙТИСЬ ПО ЛЕСЕНКЕ ПАЛЬЧИКАМИ.
НАПРИМЕР, ЗАКРЕПИТЬ ЦВЕТА (БЕЛЫЙ, РОЗОВЫЙ, ГОЛУБОЙ И Т. Д.)
-МОЖНО ПОСЧИТАТЬ 1,2,3,И Т. Д.
-ЗАКРЕПЛЯЕМ ВЕСЬ ЧИСЛОВОЙ РЯД ОТ 1 ДО 10. И ОБРАТНО.
СЛЕДУЮЩАЯ ИГРА «ЗНАКОМСТВО С СОСТАВОМ ЧИСЛА»
ПРИ ПОМОЩИ ПАЛОЧЕК РАЗЛОЖИТЬ ЧИСЛО 6 ПО СОСТАВУ.
6 ЭТО 1 И 5
2 И 4
3И3
4И2
5И1
СЛЕДУЮЩАЯ ИГРА НАЗЫВАЕТСЯ «ИГРА ДОМИК»
ПОДОБРАТЬ ПАЛОЧКИ В СООТВЕТСТВИИ С ЦВЕТОМ КРЫШИ И НАПИСАННОЙ НА НЕЙ ЦИФРОЙ И ПОСТРОИТЬ ИЗ НИХ ЗАБОР.
-МОЖНО ПРОВЕСТИ ЕЩЁ 1 ИГРУ.
-ВЗЯТЬ БЕЛУЮ ПАЛОЧКУ, НАЛОЖИТЬ НА ФИОЛЕТОВУЮ.
-СКОЛЬКО БЕЛЫХ ПАЛОЧЕК ПОМЕСТИТСЯ, НА ФИОЛЕТОВОЙ? (6)
-А ТАК ЖЕ МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ ПРОСТЫЕ ПРИМЕРЫ.
НАПРИМЕР: 5+4
-КАК МЫ ЭТО МОЖЕМ СДЕЛАТЬ?
-ВОЗЬМИТЕ ПАЛОЧКУ ЖЁЛТОГО ЦВЕТА, ЭТО ЧИСЛО 5. И ПАЛОЧКУ КРАСНОГО ЦВЕТА, ЭТО ЧИСЛО 4. НУЖНО ИХ СОЕДИНИТЬ МЕЖДУ СОБОЙ И ПОЛОЖИТЬ РЯДОМ ПАЛОЧКУ, КОТОРАЯ СООТВЕТСТВУЕТ ИХ ДЛИНЕ.
-ЭТО КАКАЯ ПАЛОЧКА?
-СИНЯЯ, Т. Е., ЧИСЛО 9.
-И Я ЕЩЁ ХОЧУ СКАЗАТЬ, ЧТО ПАЛОЧКИ МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ СВОИМИ РУКАМИ. ОНИ БУДУТ НЕ ОБЪЁМНЫМИ, А ПЛОСКИМИ. ИЗ ДВУХСТОРОННЕГО КАРТОНА (ЦВЕТНОГО)
-ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ ПРАВИЛА, ПРИ РАБОТЕ С ЦВЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ :
ВАЖНО!
-СНАЧАЛО ПРОВОДИТСЯ РАБОТА НА НАГЛЯДНОМ МАТЕРИАЛЕ.
-РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ЗА СТОЛОМ.
-ВСЕГДА СТАВИМ ЦЕЛЬ: ЗАЧЕМ ЭТО ВЫПОЛНЯЕМ (НАЙТИ СХОДСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ПОСЧИТАТЬ)
-НЕ ДАЁМ ОБРАЗЕЦ!
РЕФЛЕКСИЯ.
ВКОНЦЕ МАСТЕР-КЛАССА ХОТЕЛА БЫ СПРОСИТЬ ВАС. ЕСЛИ ДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛА, И ВЫ БУДЕТЕ ПО НЕЙ РАБОТАТЬ ПОДНЕМИТЕ – ОРАНЖЕВУЮ ПАЛОЧКУ.
ЕСЛИ ТЕХНОЛОГИЯ ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛА, НО РАБОТАТЬ ВЫ ПО НЕЙ НЕ БУДЕТЕ- ПОДНИМИТЕ ЖЁЛТУЮ ПАЛОЧКУ.
ЕСЛИ ВАС ТЕХНОЛОГИЯ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛА - ФИОЛЕТОВУЮ.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Я СЧИТАЮ, ЧТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА В СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧЕНИЕ В УЧЕБНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВУЕТ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОВЫШАЕТ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ МАТЕМАТИКОЙ, А ТАК ЖЕ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО, ВАМ ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ.