Альфира Нуриева
Эффективные «палочки-выручалочки» Кюизенера при мониторинге детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«То, что ты узнал в детстве,
останется с тобой навсегда»
(китайская поговорка)
Я - учитель-дефектолог: в основном, работаю с детьми с нарушением зрения. В начале каждого учебного года провожу мониторинг детей по методике Л. И. Солнцевой, С. Д. Замбрамной, Е. А. Стребеловой. Целью мониторинга является оперативное отслеживание уровня развития всех важнейших функций зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе.
Публикация «Эффективные „палочки-выручалочки“ Кюизенера при мониторинге детей с нарушением зрения» размещена в разделах
В этом учебном году, решила во время обследования детей использовать палочки Кюизенера. Я их называю «палочками- выручалочками», они стали моими добрыми помощниками в установлении контакта с новыми детьми, а так же в выявлении их сенсорных возможностей.
Восприятие цвета. По данным исследований у 70-80% дошкольников с нарушением зрения, как у слабовидящих, так и у детей с косоглазием и амблиопией нарушено восприятие цвета. Эти нарушения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализации и течения.
Палочки-выручалочки, которые очень любят играть с детьми в разные игры, помогают им различать цвета, оттенки, классифицировать по цвету, соотносить цвета с реальным предметом и предметными изображениями. Сначала каждого ребенка я знакомила с набором палочек, рассматривали из чего он состоит. Затем выкладывала на стол, ребенок сам перемешивал их и показывал по очереди красную, желтую и т. д. палочки. Затем он выбирал палочки синего или фиолетового цвета. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия. Проводились так же игры «Найди предмет такого же цвета в кабинете», «Найди цвет в своей одежде», «Найди палочки только оранжевого цвета»..
Восприятие формы Проведенное изучение особенностей развития представлений о форме у детей с косоглазием и амблиопией показало, что даже на пятом году жизни у них не сформированы действия сличения и различения, а также соотнесение формы геометрических фигур с формой реальных предметов и их изображений.
С помощью счетных палочкек я выяснила знания детей о геометрических фигурах. Дети узнают, называют геометрические фигуры, затем, с удовольствием выкладывают их из счетных палочек : из трех, четырех, шести палочек составляют треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник. Если задание вызывает затруднения, выкладывали геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру. У детей появляются новые способы познания: они легко понимают, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры получить другую. Все они любят играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие. С детьми проводились такие игры: "Как из квадрата сделать ромб? Как, добавив одну палочку, превратить квадрат в трапецию? Сколько палочек надо убрать из квадрата, чтобы он превратился в треугольник? А сколько палочек надо добавить, чтобы квадрат превратился в прямоугольник?". Во время мониторинга, использовались палочки только одного цвета, в дальнейшем будем добавлять палочки разного цвета, разной длины. В плане учить детей выложить :
• 2 треугольника из пяти палочек.
• 2 квадрата из семи палочек.
• 3 треугольника из семи палочек.
• 5 треугольников из девяти палочек.
• 5 квадратов из двенадцати палочек.
• 3 ромба из десяти палочек.
• 3 ромба из девяти палочек.
Восприятие величины. Дети с нарушением зрения испытывают затруднения, как на уровне узнавания, так и на уровне называния различных параметров величины предметов. «Палочки-выручалочки» помогают детям, играя, сравнивать предметы, находить сходства и отличия в их величине. Они сами начинают строить «забор», «лесенку», прокладывать короткие, длинные «дорожки» к предметам. Словесное обозначение величины им дается легче после практических действий с палочками Кюизенера. Что важно, в процессе восприятия величины с помощью палочек участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, а также ребенок думает, размышляет, говорит, творит.
Пространственное восприятие. Зрительное запоминание и воспроизведение пространственных отношений между объектами у слабовидящих детей происходит медленнее и носит фрагментарный характер. Нарушения бинокулярного зрения приводят к «пространственной слепоте», нарушению восприятия перспективы и глубины пространства при этом образы восприятия искажаются и неадекватны действительности. Затрудняет восприятие перспективы, ухудшает восприятие глубины пространства, отношения между предметами: удаленность, глубина, высота и т. д.
В процессе мониторинга, выявляется восприятие направления (справа, слева, за, перед, наверху, внизу) и пространственные отношения предметов. И снова «палочки-выручалочки» приходят на помощь. Играя с ними «в прятки», я узнавала понимание, употребление детьми пространственных предлогов, удаленность предметов. Умение ориентироваться в микроплоскости, в данном случае на фланелеграфе, демонстрирует игра «Украшай ковер». Игры «Возьми в правую руку палочку красного цвета, в левую - желтого», «Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной», «Клади красную палочку на стол, справа клади синюю, снизу желтую» и т. д. дают возможность понять умение детей ориентироваться относительно предмета.
Счетные палочки Кюизенера ценны еще тем, что они подходят для мониторинга детей и с функциональными расстройствами зрения, и слабовидящих детей. Они помогают раскрывать, а затем развивать сенсорные возможности детей.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике работе с детьми с нарушением зрения. Введение их в процесс мониторинга позволяет решить дополнительно следующие задачи:
-способствовать усвоению сенсорных эталонов;
-координировать в системе «глаз-рука-речь»;
-развивать творческое воображение;
-зрительную память, воображение, логическое мышление;