Александра Иванова
Мастер-класс «Ознакомление детей с комнатными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
"Подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности через знакомство с комнатными растениями"
Сегодня я Вам постараюсь доказать, что самая обычная и давно всем известная тема «Комнатные растения» может быть увлекательной, захватывающей по содержанию и дающей огромный простор для творчества педагогу и его воспитанникам.
Темочки:
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. ИЗО, творчество
- Комнатные растения. Конструирование, поделки
- Темочки
Итак, раздел «познавательное развитие»
Скажите, пожалуйста, какую информацию Вы даете своим детям по программе на тему комнатные растения?
Наряду с традиционными знаниями о строении растений и способах ухода за ними, я знакомлю детей с историческими фактами, существует много интересной информации о цветах.
Я рассказываю детям о том, что:
- по цветам можно определять время (Карл Линней создал цветочные часы); - во многих странах цветам находят применение в кулинарии (во Франции из фиалок готовят желе;
- примула предсказала извержение вулканов;
- на борту МКС - Международной космической станции впервые в истории человечества распустился цветок.
- как использовали лекарственные растения.
А Вы знаете, что в древние века фараоны возили за собой в кадках лекарственные растения, чтобы лечить раны фараон полученные в сражениях.
А первые комнатные растения появились в богатых семьях, и они хотели видеть не простые растения, а экзотические из других стран.
Но возникла проблема, при перевозке, растения погибали (в трюме темно, а на палубе корабля на цветок попадала морская вода, что губительно для растений).
И только в 19 веке была решена эта проблема, и было создано изобретение.
И вместе с детьми тоже делаем открытия.
Я хочу и Вам предложить решить эту задачу.
А какое решение Вы можете предложить, чтобы перевести растение с материка на материк, главное, чтобы морская вода не попадала на растение, было светло? Но не забывайте, что мы находимся в 19 веке.
английский садовод Уорд создал специальный стеклянных ящиках, которые он называл террариумами. Этот ящик позволял соблюсти все необходимые условия для растения (свет, воздух и влажность).
Интересуясь историей цветов, дети начинают интересоваться и историей в целом, т. е. развивается любознательность ребенка.
Одной из задач раздела «Познавательное развитие» является развитие мышления ребенка. Помогают мне в этом такой прием как составление и разгадывание ребусов.
У меня есть целая подборка ребусов на тему комнатные растения.
Давайте мы вместе с Вами попробуем решить ребусы, которые решают мои дети.
Следующий раздел художественно-эстетическое развитие, о котором я хочу рассказать. Наряду с традиционными способами я использую нетрадиционные техники рисования.
Сейчас я Вам покажу рисунки детей.
Для того чтобы показать следующий раздел своей работы мне нужна Ваша помощь. Мы сейчас с Вами будем инсценировать сказку.
Сейчас я Вам раздам карточки, пожалуйста, внимательно прочитайте на них информацию. Эта информация нужна будет для инсценировки сказки. Ваш цветок – это Ваша роль.
Я рассказываю не только историю о комнатных растениях, но я еще знакомлю детей со сказками и легендами. Существует много древних легенд о комнатных растениях, например.
Есть такая легенда о герани. Давным - давно герань была сорняком. Один из Богов повесил свою мокрую накидку на куст герани, просушить. Растение подставило накидку, прямо к солнечным лучам и плащ высох. В благодарность Бог наградил герань красивыми яркими цветами.
Легенда об орхидеи гласит. Орхидея появилась из осколков разбившейся радуги, а другая, что богиня Венера обронила туфельку и туфелька превратилась в великолепный цветок. Этот цветок – орхидея.
Легенда – это вымысел, потом ребята вместе со мной сочиняют свои сказки, послушайте одну из них.
Сказки мы не только сочиняем, но и обыгрываем их в своем театре. И сейчас Вы мне в этом поможете.
Вы уже ознакомились с информацией на карточках. Артисты, Вы готовы начать нашу сказку?
«На подоконнике стояло очень много разных цветов. Окно выходило на южную сторону, где всегда было много света и тепла.
Давайте познакомимся с растениями, кто же здесь живет. Представьтесь, пожалуйста, бальзамин, папоротник, орхидея, фиалка, алоэ, сансевьера.
И однажды хозяйка поставила на подоконник новый цветок. Это был маленький кактусенок. Он был любопытный и решил со всеми познакомиться своими соседями».
- Здравствуйте, а как Вас зовут? Бальзамин, Ванька – мокрый.
- А почему Вас так назвали? Ой, а я не такой, я не люблю когда меня много поливают.
- Очень приятно познакомиться. Какой ты красивый, необычный цветок.
Пошел кактус дальше знакомиться. Спрашивает он другой цветок.
- А тебя тоже так часто поливают и ты стоишь в тени, тебе наверное не нравится, тут мрачно?
- Нет. Я же папоротник, я люблю тень и меня не надо часто поливать, я поглощаю пыль.
- Ой, какой красивый цветок. А как Вас зовут? Орхидея.
- Интересно, а почему у тебя горшок прозрачный?
- Я орхидея, и мне нужно, чтобы мои корни были видны. Моим корням нужен свет и воздух.
- Никогда не видел растений, которые живут в прозрачном горшке.
- Давай с тобой дружить. Такой красивый цветок, как ты не станешь со мной дружить?
- А с тобой кто рядом стоит?
- Это Фиалка.
- А Вам Фиалка хорошо живется на этом месте?
- Я не прихотлива, могу цвести где угодно.
- А поливают тебя как, прямо сверху из лейки?
- Нет. Надо аккуратно, чтобы не попало на мои листья.
- Надо же как, надо беречь свои листья.
- А это, что за растение?
- Меня зовут, Алоэ.
- Ой, а мы с тобой похожи, тоже есть колючки.
- А еще меня зовут столетником.
- А почему так тебя зовут?
- Я долго живу.
- Алоэ, во как звучит, прям как с лекарство похоже.
- Да, мой сок полезен.
- А тебе нравится тут?
- А ты знаешь, что кактусы бывают разных разновидностей (с острыми колючками, пушистые, волнистые колючки)
- Познакомься, вот это наш друг – Сансевьера.
- Здравствуй. Да, меня еще называют «Щучий хвост или индийский меч»
- Какие красивые названия.
- А ты умеешь цвести?
- Да, только один раз в жизни, когда стану стареньким.
- А ведь кактусы тоже цветут. Но вот я еще пока не зацвел.
- Но я так счастлив, что со всеми подружился!
- Ура! Я зацвел. Спасибо друзья.
- Мы будем вместе расти, будут меня редко поливать, так как хозяйка знает, что за каждым растением нужен свой уход.
Говоря, о природе, мы всегда говорим о красоте, гармонии и нравственном воспитании.
Я закончу свое выступление красивыми словами.
Спасибо за внимание.