Любовь Рыбалко
Мастер-класс «Новогодняя мастерская как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №57 «Аленушка» города Рубцовска
Технологическая карта мастер-класса
Тема: «Новогодняя мастерская, как средство развития
творческих способностей детей дошкольного возраста».[/b]
Подготовила: Рыбалко Любовь Михайловна 2020 год
Целевая аудитория: воспитатели ДОО.
Цель: овладение педагогами технологией изготовления елочной игрушки из бросового материала своими руками.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Новогодняя мастерская как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2021
• обобщить и систематизировать знания об использовании театральных кукол в различных видах деятельности в ДОО;
• развивать творческую инициативу, фантазию, ручные умения;
• воспитывать интерес к изготовлению игрушки из бросового материала, чувство взаимопомощи в работе.
Описание мастер-класса:
1. Аннотация педагогического опыта мастера
- Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой мастером
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр. Создание театральных центров в группах — это воспитание при помощи маленьких «воспитателей» — кукол, в действиях которых дети могут увидеть свое отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Важно также и то, что театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т. д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок как бы прячется за неё и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее. Огромное значение для личности ребенка и его гармоничного развития имеет раскованность, позитивный эмоциональный настрой, радость от соприкосновения с волшебным миром театра. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями.
В своей работе я использую разнообразные виды театральных кукол: варежковые, перчаточные, марионетки, штоковые, куклы прыгунки и т. д.
- Характеристика творческой мастерской мастера:
ДОСТИЖЕННИЯ
В моей группе создан мини-музей «Театральные куклы», где размещены разные виды театральных кукол. Все куклы доступны детям, сшиты различные костюмы, изготовлены атрибуты к сказкам. Совместно с детьми продумываем творческие задания и игровые ситуации. Например: ворона Клара задает вопросы о зимующих птицах, поросенок Боря помогает детям научиться дежурить, со змейкой Шушуней выполняем упражнение «Угости друга», произносим звуки. И дети, сами, с удовольствием принимают участие в изготовлении кукол и потом разыгрывают с ними сказки. Например: театр на стаканчиках от йогурта, на киндерах, на ложках, на баночках, на коробочках и т. д. В результате этой деятельности у детей формируется интерес. Более активные дети получают возможность реализовать свои способности, а малоактивные чувствуют уверенность в своих силах. Недавно наш музей пополнился новой куклой, зовут ее Зюзя. Это непростая кукла, она приносит детям задания.
Разработано и проведено:
- занятие по познавательному развитию «В гостях у сказки «Колобок», «В гостях у сказки «Репка», «Поделка к Новогоднему празднику» для детей раннего возраста в рамках консультативного пункта;
- родительское собрание по теме: «Театр дома»;
- консультация для педагогов по теме: «Театрализованная деятельность в ДОУ»;
- мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Театр своими руками»
- мастер-класс для педагогов города : «Волшебный мир театральных кукол.
Платковые куклы, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
При разработке данных материалов использовалась следующая литература:
1. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия: Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб. : Изд-во «Музыкальная палитра», 2008
2. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду. М., 2006
3. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в детском саду», Линка-Пресс Москва 2008.
4. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/в №1 – 2009г.
Определение проблем и перспектив в работе мастера.
Существующие проблемы:
- отсутствие навыков у некоторых педагогов мастерства декоративно-прикладного творчества;
- финансовые и временные затраты.
Перспективы:
В перспективе планирую:
- провести мастер-класс с родителями на День открытых дверей по теме: «Волшебный мир театра»
- разместить на сайте ДОУ разработанные конспекты занятий и консультаций.
- использовать театральные куклы в различных видах деятельности: праздниках, досугах, развлечениях.
Занятия с дошкольниками театральной деятельностью позволяют достичь положительных результатов:
- развивать память, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу;
- развивать основные навыки и умения: речевые, коммуникативные, двигательные;
- развивать познавательный интерес, прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру;
- формировать понятия добра и зла, взаимопомощи, дружеского и уважительного отношения друг к другу;
- преодолевать трудности общения, неуверенности в себе.
2. Обоснование проекта предстоящего занятия с участниками мастер-класса.
В театральной деятельности использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, т. к. это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.
В предстоящем мастер-классе будут продемонстрированы:
Методы наглядного обучения (слайды презентации, мини-музей театральных кукол);
Словесный метод (беседа, рассказ, вопросы);
Игровой метод (пальчиковая игра «Снежок», упражнение «нарядим елочку»)
Практический метод (изготовление елочной игрушки, рефлексия).
Формы работа в парах.
- Краткая характеристика результативности технологии, демонстрируемой на занятии с участниками мастер-класса.
Использование бросового материала приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить…
3. Описание занятия.
Тема: Новогодняя мастерская, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель :овладение педагогами технологией изготовления елочной игрушки из бросового материала своими руками.
Задачи:
• обобщить и систематизировать знания об использовании театральных кукол в различных видах деятельности в ДОО;
• развивать творческую инициативу, фантазию, ручные умения;
• воспитывать интерес к театральной деятельности, бережное отношение к игрушкам.
Планируемые образовательные результаты:
• совершенствование навыков по изготовлению елочной игрушки;
• сформированность интереса к изготовлению поделок из бросового материала.
Этапы занятия
1. Приветствие.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию будет представлен мастер-класс «Новогодняя мастерская как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». (Участники просматривают презентацию)
2. Знакомство с мини-музеем.
Недавно наш музей пополнился новой куклой, зовут ее Зюзя. Это непростая кукла, она принесла вам задание, достаньте первое задание из голубого карманчика. Работать будете в парах, это задание для первой пары.
1задание: изготовить ёлочную игрушку. Загадка: Мы слепили снежный ком, шляпу сделали на нем, нос приделали и вмиг, получился (снеговик)
2задание: достаньте из красного кармана. Загадка: самый добрый в мире, в шубу валенки одет, бородой седой зарос, наш любимый? (дед Мороз)
Это задание для второй пары.
3задание: достаньте из розового кармана. Загадка: она в серебро с жемчугами одета. Волшебная внучка волшебного деда (Снегурочка).
Это задание для третьей пары.
3. Этап изготовления елочной игрушки
- Сегодня я покажу вам, как можно сделать елочную игрушку своими руками из бросового материала. Для изготовления елочной игрушки нам понадобится – пластиковый контейнер с петлей, ткань, веревка, клей, цветные ленточки и бантики для украшения колпачка, ножницы, фломастеры, липкая лента, влажные салфетки. (Участники просматривают порядок изготовления елочной игрушки на слайде-презентации)
4. Практическая деятельность: изготовление елочной игрушки.
- Участники творческой группы изготавливают елочную игрушку, а потом, наряжают ими елочку. Сначала подготовим наши пальчики к работе и я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику «Снежок»: 1,2,3,4 – мы с тобой снежок лепили, очень круглый, очень гладкий и совсем, совсем не сладкий. Раз – подбросим, два – поймаем, три – уроним и сломаем.
- У каждого в корзинке есть все необходимые заготовки и инструкция, по которой вы будете работать. - Приклеиваем липкую ленту к контейнеру в трех местах.
- Оборачиваем ткань вокруг контейнера, формируем колпачок, завязываем сверху веревкой.
- Украшаем цветной лентой и бантиком.
- Черным фломастером рисуем глаза, красным – рот, розовым – щеки.
- У кого снеговик – прикрепляйте нос морковкой. Остальные рисуют нос фломастером.
- Игрушка готова!
5. Упражнение «Нарядим елочку»
А сейчас я предлагаю нарядить елочку игрушками, которые вы сделали. Посмотрите, какая красота получилась! Зюзя очень рад! Участники творческой группы вместе с ведущим вешают игрушки на елку. Звучит музыка.
6. Рефлексия
«Веселые и грустные смайлики»
Я надеюсь, что каждый из вас взял для себя что-то полезное. Если вам понравился мой мастер - класс возьмите смайлик с веселым настроением (объясните свой выбор, а если что-то не понравилось, то возьмите смайлик с грустным настроением.
Благодарю вас за работу. Желаю новогоднего настроения и исполнения желаний! Игрушки вы можете забрать себе, в качестве подарка.
Наш мастер-класс закончен.