Татьяна Чебакова
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные методы оздоровления, криотехнология или увлекательные игры со льдом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»
Мастер-класс для педагогов
«Нетрадиционные методы оздоровления, криотехнология или увлекательные игры со льдом»
Воспитатель
первой категории :
Чебакова Т. С.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нетрадиционные методы оздоровления, криотехнология или увлекательные игры со льдом“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
г. Богучар 2021г.
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе,
с нетрадиционными методами оздоровления, с криотехнологией.
Задачи:
- передать опыт работы использования игр со льдом путём комментированного показа;
- отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приёмов работы по использованию метода криотехнологии - игры со льдом;
Оборудование: льдинки прозрачные, льдинки цветные (красные, желтые, синие, зеленые, льдинки с сюрпризом, одн. тарелки, салфетки для рук, бутылочки с горячей водой, Су-Джок мячики, презентация, бумага плотная для рисования.
Здравствуйте коллеги!
Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Нетрадиционные методы оздоровления, криотехнология или увлекательные игры со льдом» (слайд 1)
Последнее время в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. (слайд 2)
Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.
Я хочу прежде всего отметить, что мы с вами работаем в детском саду и знаем очень много методик по закаливанию и по развитию мелкой моторики рук. Все они хорошо изучены в педагогической литературе и каждый день мы с вами их используем на практике.
Одну из таких современных здоровьесберегающих технологий, начала использовать в своей практике. Называется она криотехнология. (слайд 3)
Криотехнология – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.
В укреплении здоровья отводил большую роль Гиппократ (знаменитый древнегреческий врач и философ). По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, а те, кто держит тело в тепле, приобретают изнеженность мышц, слабость нервов, обмороки и кровотечение. (Слайд 4)
Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.
В этом состоит принцип контрастной криотехнологии.
При использовании приемов криотехнологии необходимо помнить и о противопоказаниях: (слайд 5)
-противопаказана детям с эпилепсией;
-детям с меопатией;
-гипервозбудимыми детьми;
-нельзя проводить криотехнологию с детьми длительно и часто болеющими.
-Криотехнология противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода).
Проведение криотехнологии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» ,в пакетах для заморозки льда или подставках от шоколадных конфет. (слайд 6)
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики нужно целесообразно побеседовать с родителями, рассказать им, именно о эффективности метода, правилах проведения и результативности.
Криотехнология проводится в три этапа.
Криотехнология, как и любые закаливающие мероприятия, проводятся по определенной схеме и имеют свои противопоказания. Чтобы иметь оздоровительный эффект на организм воздействие холода должно быть дозированным и проводиться периодически.
Криотехнология проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца.
Воздействие льдом на организм ребенка нужно начинать с 5-10 секунд, постепенно прибавляя время воздействия.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам эти три этапа криотерапии пройти на практике. (слайд 7)
1 этап криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла)
(слайд 8)
Участникам раздаются льдинки. У каждого из Вас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 5-10 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст. Например: «Льдинку сильно по сжимаю и ладошку поменяю»
А для детей постарше мы время увеличиваем и речь тоже
«Льдинку в руке сжимаю, разжимаю
В ладошку переложу
Сильно сжимаю, разжимаю
В ладошку перекладываю»
и т. д.
Эту монипуляцию мы сделали не долго 5секунд,со временим увеличиваем до 60 секунд.
Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки.
Теперь нам нужно наши руки разогреть. Дети делают это на пластиковых бутылках с горячей водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью. Такая процедура повторяется три раза, так как перед нами сейчас стоит исключительно ознакомительная цель, мы эту последовательность три раза повторять не станем. Но я вам на этом этапе приготовила еще льдинки. Льдинки отличаются и время удлиняется. Они отличаются тем, что в них есть не большой сюрприз. Возьмите льдинку в руки,рассмотрите ее как это делают дети. Им это интересно они переварачивают, заглядывают, смотрят на свет. Так же произносят слова: «Кручу, верчу, сюрприз увидеть хочу» Сюрприз может быть разным.
2 этап – пальчиковая гимнастика. (слайд 9)
После трехразового криоконтраста проводим растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяем большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника. На данном этапе мы можем провести любую пальчиковую гимнастику.
Я веселый человечек,я гуляю и пою
Я веселый человечек,люблю бегать и играть
Я веселый человечек,люблю петь и танцевать.
(Хождение по столу пальцами)
Разотру ладошки сильно (растирание ладоней)
Каждый пальчик покручу, (захватывают каждый пальчик у основания и
Поздороваюсь с ним сильно выкручивающими движениями дойти до
И вытягивать начну ногтевой фаланги)
Затем руки я помою (движения в соответствии с текстом)
Пальчики сложу
Пальчик в пальчик я вложу (пальцы сложить в «замок»)
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, (расцепить пальцы и перебирать ими)
Пусть бегут, как зайчики
3 этап – развитие тактильной чувствительности – массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур. (слайд 10)
Мячик я в руке держу
Всем ребятам покажу
Мячиком я поиграю
По ладошке покатаю
Вот сжимаю правою
Вот сжимаю левою
Буду мячиком играть
Буду руки развивать
Мы прошли с вами все три этапа с криотехнологией.
(слайды 11,12)
В классическом своем исполнении, криотехнология предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция, чтобы мы не просто играли а еще ознакамливались.
Для этого я подобрала игры и разделила их по степени продолжительности.
Игра «Достань игрушку»
Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки. Криоконтраст проводят 3 раза. В младшем возрасте мы можем достать игрушку и просто с ней поиграть. Дети более старшие могут достать игрушку и описать её. В подготовительной группе берем магнитные буквы,дети достают букву и называют ее. А потом устраивают между столами кто быстрее достанет все буквы и сложит слово. Вот так эта игра с усложнением проводится и обучающим эффектом.
Все следующие игры будут проводиться с цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лед можно использовать пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и смешайте с водой).
Дети с огромным удовольствием перебирают, раскрашивают, перекладывают льдинки, строят из них пирамидки, выкладывают интересные фигуры, рисуют. А самое интересное - видят, как льдинка превращается в воду.
Игра «Разложи по цвету», «Ледяное ожерелье»,
«Продолжи цветную цепочку», «Выложи по схеме» «Ледяная стройка» На подготовленные картинки дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд). Во время игры можно закреплять знания цветов. закрепляют представления о форме и величине. Также эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции. Выполняя постройки из ледяных кубиков, развиваются конструктивные способности, при строительстве по образцу или по подражанию ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения элементов конструкции.
Попробуйте поработать левой рукой.
«Цветной эксперимент» у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Игра «Рисуем льдинками»
Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Для рисования нужно выбирать бумагу поплотнее, чтобы она не раскисала. Лед начинает таять и оставлять следы, у вас получится ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для раскрашивания ледяными льдинками.
Криотехнологию можно проводить как во время групповых, так и индивидуальных занятиях. Можно проводить и в свободное время, и во время непосредственно образовательной деятельности и не только в детском саду но и дома.
В заключении я хочу сказать, что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотехнологии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.