Солдаткина Дарья
Опыт работы «Экспериментирование в детском саду в условиях реализации ФГОС ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Расскажи -и я забуду,
покажи -и я
Запомню, дай попробовать –и я
Пойму! Усиливается, всё прочно и на
Долго, когда ребёнок слышит, видит
И делает сам!
Актуальность
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность. Дети познают мир через собственные ощущения. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность.
Публикация «Опыт работы „Экспериментирование в детском саду в условиях реализации ФГОС ДОУ“» размещена в разделах
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки,свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети учатся выдвигать гипотезы, строить предположения, формулировать выводы. Что помогает в обогащении и развитии речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, воспитание у детей таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
ОСНОВНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Как раз экспериментирование даёт возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Проведя диагностику, увидела, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность. Так как экспериментирование – это один из самых эффективных способов, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком, вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит!
Учитывая практическую значимость метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка, в своей работе поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель: развитие любознательности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации;
формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить предположения, искать ответы на вопросы и делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Для решения поставленных целей и задач вместе с родителями была создана предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность, помогает развитию поисковой активности детей. Оборудовали уголок для экспериментирования, в который поместили:
прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, мерные ложки, сита и воронки, формы для изготовления льда, пипетки, трубочки,
гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.
природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа и т. п.)
бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки) и т. п.
лупы;
контейнеры с песком и водой;
рулетка, линейка, треугольник;
часы песочные;
бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
При выборе темы следую в соответствии с принципом от простого к сложному. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. А также она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
В условиях детского сада я стараюсь использовать только элементарные опыты и эксперименты.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
постановка проблемы;
поиск путей решения проблемы;
проверка предположений;
обсуждение увиденных полученных результатов;
формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Для организации и поддержания интереса к экспериментированию использую чтение с детьми научно-познавательной литературы о различных природных явлениях, стихи, рассказы, сказки, потешки, загадки.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный момент (почему так);
• ситуация выбора.
Дети активно участвуют в предложенных опытах и экспериментах, во время которых выясняем, что вода – жидкость, она льётся, разливается, капает. Вода не имеет формы, у неё нет запаха и вкуса, она бесцветная. Но чтобы всё это узнать, мы должны были познакомиться с водой. Что мы и сделали на занятии «Давайте познакомимся» .
Кроме того мы выяснили, что не все вещества растворяются в воде, а ещё воду можно окрасить. Удивительно было наблюдать, как картофелина в одном стакане с водой утонула, а в другом плавала. Пришлось раскрыть детям секрет о способности солёной воды удерживать на плаву некоторые предметы. Дети сразу вспомнили, как плавали на море. Не менее увлекательным стало испытание для такого всем знакомого предмета как бумага. Дети любят экспериментировать с водой и с удовольствием проводят испытания на «плавучесть» разных игрушек из разного материала. Экспериментируя и играя с водой, дети сами предложили добавить её в песок и к своему удивлению получили лужу. Удивительный песок заинтересовал детей. Мы выяснили, что свойства песка зависят от наличия воды. Часто с прогулки дети заносили в группу камни, рассматривали их. Они очень обрадовались, когда к ним в гости прилетела ворона Каркуша с целым ведёрком камней.
Одной из форм экспериментальной деятельности является наблюдение. Мы наблюдали за дождём, росой, туманом, снегопадом, за инеем, как в луже отражаются предметы. Кидали снег в лужу и он у нас на глазах таял, а через день вместо лужи обнаружили лёд. Нам было очень интересно подбрасывать вверх снег, он рассыпался. За морозом началась оттепель, и снег стал послушным, из него можно было лепить всё, что душе угодно. Возникла идея занести снег в группу. Было интересно наблюдать за его превращениями. Дети очень расстроились, когда увидели, что снег превратился в грязную воду. Зато теперь они наглядно увидели, что снег нельзя есть. Для родителей приготовила информацию по экспериментированию дома.
На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. Отмечается положительная динамика овладения детьми знаниями и экспериментальной деятельностью, дети самостоятельно проводят некоторые эксперименты. А так же появилось стремление экспериментировать дома, используя приобретённые знания и умения, что отмечают многие родители.
Следовательно, могу сделать вывод, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систематическое включение экспериментирования в воспитательно- образовательный процесс, организация предметно - развивающей среды позволяет решать задачи познавательного воспитания, анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность, что способствует повышению эффективности и качества воспитательно – образовательной работы в целом.