Шереверова Надежда
Мастер-класс «Нейроигры в речевом развитии дошкольников»
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Нейроигры в речевом развитии дошкольников». Надеюсь он будет интересен для вас, и вы сможете взять из него что-то полезное для своей работы.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». /Иван Петрович Павлов/
Публикация «Мастер-класс „Нейроигры в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как вы понимаете это высказывание? (ответы участников мк)
Дети, развиваясь, учатся через руки
Не смотря на динамическое развитие современного мира в области медицины, образования, всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка-это задержка речевого развития. Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь-это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии).
С момента рождения у ребенка идёт активное созревание сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно “работали” необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт «кирпичики» для более зрелых и сложных этапов развития. Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом сенсо-моторного развития.
У большинства детей с проблемами речевого развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук, наблюдается повышенная утомляемость. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка (восприятия, внимания, памяти) и общем состоянии здоровья.
Как и большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений я нахожусь в постоянном поиске новых, интересных, результативных форм и методов работы с детьми и родителями.
Нейроигра, для меня, в этом смысле, является очень перспективным направлением.
Так что же такое нейроигра? /ответы участников мк
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные, немедикаментозные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры ребёнка, в следствии чего происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности, пластичности, развитие уровня внимания, памяти, психических и моторных функций.
Цель нейроигр : Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения; профилактика дислексии и дисграфии).
Задачи:
-повышать умственную работоспособность;
-синхронизировать работу глаз и рук как основу для
овладения графомоторными навыками;
-развивать графомоторные навыки (плавность, точность,
скоординированность движений рук);
-развивать крупную и мелку моторику;
-развивать память, внимание, логическое мышление и
воображение, пространственное представление, координацию,
умение чувствовать свое тело;
-активизировать речь;
-укреплять физическое здоровье.
Нейроигры помогают организовать гимнастику для ума таким образом, чтобы максимально задействовать когнитивные способности ребёнка, что, в свою очередь, способствует более полному усвоению знаний.
Эти игры педагоги могут активно использовать в организованной образовательной деятельности, во время прогулок, самостоятельной деятельности детей и т. д.
Основной принцип использования нейроигр заключается в регулярном совершении определённых действий с подключением различных органов чувств. Когда ребёнок выполняет обычные задания необычным способом, его мозг начинает активно включать в работу правое и левое полушарие и создаёт тесное взаимодействие между ними.
Такие нехитрые игры помогают ребятам укрепить базовый сенсо-моторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи.
При введении нейроигр в детском саду нам нужно соблюдать некоторые простые правила:
1. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 5-7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.
2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.
3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребёнка.
4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.
Упражнения можно включать как в занятие со всеми детьми, так и как индивидуальную работу. Игровые нейропсихологические задания нужно начинать от простому к сложному. Для начала можно предложить ребёнку попробовать делать привычные действия не правой рукой, а левой; произносить простые слова без звука, а ребёнок доложен отгадать сказанное, чаще менять положение вещей на столе, добираться до места назначения новыми неизведанными маршрутами, используя план-схему.
А сейчас предлагаю рассмотреть несколько таких игр.