Ирина Маштакова
Мастер-класс «Наши пальчики играют»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мастер – класс «Наши пальчики играют»
Цели: раскрытие влияния мелкой моторики рук на развитие речи детей, формирование знаний о важности развития мелкой моторики с помощью практических рекомендаций.
Форма проведения: мастер-класс
Участники: воспитатели группы, родители, дети.
Публикация «Мастер-класс „Наши пальчики играют“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2019
Оборудование: памятка «Советы родителям» на каждого, художественные материалы (цветная бумага, клей, подготовленный детьми фон, пластилин для пальчиковой игры, дощечка для лепки, гуашь, стаканы с водой, ватные палочки, клей-карадаш.
Предварительная работа: подготовка памяток для родителей.
Повестка собрания:
1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя).
2. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.
Ход собрания
1. Выступление воспитателя.
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи
Ещё век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлеклись раним развитием детей по Г. Доману, и Н. Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времён и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершено напрасно. Можно не научить читать детей до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой
моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательно, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены в низ.
«Музыканты»
Я на скрипочке играю,
Тили-тили, тили-тили.
(левая рука - к плечу. Кистью правой руки имитируем игру на скрипке)
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили, тили-тили.
(энергичные движения подушечками пальцев кистей рук по столу.)
А теперь на барабане,
Бум-бум-бум,
Трам-там-там
(Энергичные удары ладонями по столу)
В страхе зайки
Разбежались по кустам
(движения пальцами по столу, имитирующие убегающих зайцев)
Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений.
Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т. д.
Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсорики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.
2. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.
пальчиковая игра с пластилином «Горошина»
Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.
Дети и родители берут кусочек небольшой пластилина, скатывают его в «горошину» и выполняют следующие манипуляции:
А) кладут «горошину» на одну ладонь и раскатывают её другой;
Б) берет горошину в щепоть и кладёт её между пальцами;
В) катают «горошину» двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:
Мы горошину в двух пальцах помнём,
О горошине зелёной мы споём.
Г) кладут горошину на стол и катают её по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает упражнение словами:
Катись, горошина, за окошко,
Катись, горошина, к нам в лукошко.
Ты катись, горошина, по столу,
Развлекай горошина детвору.